Комментарий «УГ»

Хотя госстандарт по подготовке социальных педагогов разработан по концепции Анатолия Мудрика и выходит уже шестое издание его учебника «Социальная педагогика», до сих пор его позиция не стала преобладающей. Авторы всех новых книг, учебников по теме вроде бы «забожились» по Наторпу, то есть ввели его формулировки в начало, во вводную часть дальше неизменно в самом содержании переходят все к тем же неблагополучным - юным алкоголикам, наркоманам, проституткам...

Но, позвольте, где тут логика, если само воспитание понимать в контексте социализации? Нет, мы не отдаем предпочтение той или иной точке зрения, но давайте рассуждать здраво. Говорят: отыщи всему начало и ты многое поймешь. У нас эта сфера научных знаний опять попала «под обстрел» политиков. Ввели социальную педагогику в Советском Союзе и социальную работу в России, потом свалили их в кучу. Потом в учебные заведения ввели ставки социальных педагогов. И эти специалисты стали палочкой-выручалочкой для директоров, а вернее людьми на побегушках.

Их «функционал»: собирать деньги на обеды, стоящими на учете в милиции заниматься... Кто ж такое стерпит?

Кажется, мы снова изобретаем велосипед. Или, может, общество вновь разделилось на западников и славянофилов? А может, стоит поискать в чужом опыте рациональное зерно - ведь там традиции становления и развития этой науки не прерывались.

Редакция не ставит точки над «i». Приглашаем читателей к дискуссии.

«...Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога, необходимость возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие дети».

...С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы XX века. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т.е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.

Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период... Затем начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 году социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться».