Всероссийский конкурс «Лучшие школы России» проводился впервые. В нем приняли участие 190 городских и сельских образовательных учреждений, в том числе малочисленные школы, лицеи, гимназии, интернаты, университетские образовательные комплексы. Первый тур был заочным. Члены экспертной комиссии под председательством ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина отбирали по материалам, представленным территориями, 30 лучших школ, по 3 в каждой номинации.

От профсоюза в комиссию входили Татьяна Алешина, заведующая отделом по вопросам общего образования аппарата ЦК, и Лидия Кирячкова, председатель Владимирской областной организации.

Два дня подряд - 21 и 22 апреля - в рамках Российского образовательного форума в Культурно-выставочном центре «Сокольники» финалисты конкурса представляли свои экспозиции, проводили творческие презентации. Всего 30 минут отводилось каждой школе на то, чтобы доказать экспертной комиссии конкурса свое преимущество.

«Наш символ - апельсин: единое целое, собранное из долек», - начала свою презентацию директор лицея-интерната из Великого Новгорода Елена Филиппова. Среди социальных партнеров школы - общество с ограниченной ответственностью «Алкон», выпускающее алкогольную продукцию. В этом году директору лицея удалось договориться с «Алконом» о ежеквартальной материальной помощи своим сотрудникам. Взаимодействие с бизнесом - то, к чему стремится большинство школ, но удается это лишь единицам. Елена Филиппова поделилась некоторыми секретами: «Главное - не быть униженными. Прежде чем к кому-то обратиться за поддержкой, нужно понять: а что ты сможешь дать взамен? Лицей для «Алкона» делает квалифицированные переводы на иностранный язык, участвует в организации праздников - у нас очень хорошие детские творческие коллективы». Помимо основной зарплаты педагоги лицея получают 25-процентную надбавку, а также премии.

Гордость Ойсхарской средней школы №2 из Чеченской Республики - сотрудничество с близлежащей мечетью. Религиозное воспитание, считают в школе, позволяет бороться с детской преступностью, алкоголизмом и наркоманией, способствует здоровому образу жизни. Истинно верующий человек никогда не станет употреблять психотропные вещества.

Вопрос выживания - основной для большинства сельских школ. Директор Карповской средней школы из Нижегородской области Иван Смирнов во время презентации поделился переживаниями по поводу банкротства местного колхоза, падения в селе рождаемости, а также потери веры в будущее местными жителями. Несколько лет назад школа взяла на себя сложную миссию по возрождению села. Ее выпускники получают не только общее среднее образование, но и профессиональные навыки: школе удалось получить лицензию на обучение и выдачу дипломов по таким специальностям, как машинист-тракторист и шофер. Также в школе для жителей села организуется досуг: работают различные кружки, спортивные секции. Несмотря на отсутствие спонсоров, школе удается заработать дополнительные деньги выращиванием на продажу поросят, овощей. Около 30 процентов ее выпускников ежегодно поступает в вузы. Никто из них, правда, в село не возвращается...

Необычным открытием поделился директор ижевской школы № 97 из Удмуртской Республики. При школе функционирует медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения. Основная его цель - выявлять у детей заболевания на ранних, бессимптомных стадиях, проводить профилактику их обострения. Недавно в школу поступила десятилетняя девочка, приехавшая из Азербайджана. На руках у нее были справки о том, что она абсолютно здорова. При осмотре сотрудники центра обнаружили... полную инверсию внутренних органов: справа у девочки находится сердце, слева - аппендикс. Ежегодно школьники организуют восхождение на Эльбрус. Три недели пребывания на свежем воздухе являются своего рода профилактикой легочных заболеваний у детей, позволяют добиться длительных ремиссий у больных астмой.

Необычный орган управления работает в Подвязновской средней школе Ивановской области. Называется он «Совет уполномоченных по правам ребенка». От каждого класса в совет входит по одному ученику. Путем открытого голосования избирается главный Советник из числа педагогов. Каждый ребенок, а также учитель может написать на его имя заявление, указав на какое-либо нарушение.

Самый частый повод обращения в совет - несправедливо поставленная оценка. Заявление поступает в администрацию только в том случае, если в течение двух недель совет не может устранить возникший конфликт.

К середине второго дня - 22 апреля - состоялись презентации всех тридцати финалистов по десяти утвержденным номинациям: «Школа социального партнерства», «Школа гражданского становления», «Школа профессиональной карьеры», «Школа - социокультурный центр села», «Школа с этнокультурным компонентом», «Школа здоровья», «Школа современных образовательных технологий», «Школа педагогического поиска», «Школа успеха» и «Школа школ». Помимо презентаций экспертная комиссия оценивала экспозиции школ. На них были представлены видеоматериалы, конспекты, творческие работы учеников и педагогов. «Чжоу - повелитель бесов» - так называется необычное существо, украшавшее стенд гимназии № 86 из Нижнего Тагила Свердловской области. Восьмиклассница Маша Петухова сделала его из картона и туалетной бумаги на занятиях в кружке по бумагопластике.

Интересно, что конкурсанты относились друг к другу не как конкуренты, а как партнеры. Для большинства из них важнее победы было завязать новые контакты, вступить в сотрудничество. «Мы станем побратимами», - так сказала о своей номинации «Школа с этнокультурным компонентом» директор гимназии № 29 Улан-Удэ Республики Бурятия.

Победители

Все финалисты были настолько хороши, что для экспертной комиссии было непросто определить 10 победителей - по одному от каждой номинации. Тем не менее 24 апреля, в последний день работы Российского образовательного форума, лучшие были названы.

Серебряные колокольчики и гранты в размере 100 тысяч рублей из рук руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова достались следующим конкурсантам:

- средней ноосферной школе Боровска Калужской области (номинация «Школа педагогического поиска»);

- школе №89 Челябинска («Школа современных образовательных технологий»);

- школе-интернату «Лицей-интернат» Великого Новгорода («Школа социального партнерства»);

- гимназии №7 Казани («Школа гражданского становления»);

- школе с. Орлик Чернянского района Белгородской области («Школа гражданского становления»);

- совхозной средней общеобразовательной школе Серебряно-Прудского района Московской области («Школа - социокультурный центр села»);

- гимназии №1518 Москвы («Школа профессиональной карьеры»);

- гимназии №86 - Ассоциированной школе ЮНЕСКО Нижнего Тагила Свердловской области («Школа успеха»);

- школе №97 Ижевска с полным днем пребывания детей («Школа здоровья»);

- гимназии №56 Санкт-Петербурга («Школа школ»).

Остальные финалисты, не вошедшие в десятку победителей, были награждены почетными дипломами конкурса.

«Наша» номинация

На конкурсе «Лучшие школы России» не было номинации, посвященной работе профсоюзной первички. Однако Президиум ЦК Профсоюза принял решение о награждении двух коллективов-участников: общеобразовательной средней ноосферной школы Боровска Калужской области (директор Инесса Харитонова, председатель профкома - Галина Колобакина) и средней школы № 61 г. Узловая Тульской области (директор Эдуард Фролов, председатель первички - Валентина Ушакова). Они награждены за социальное партнерство в сфере трудовых отношений.

В Боровском районе Калужской области около двух десятков школ. «Средняя ноосферная» - это та, в которой школьники и учителя не представляют жизни без заботы о родном городе и крае. А о самих педагогах вот уже 10 лет заботится Галина Колобакина - председатель школьного профкома. Небольшой коллектив (25 учителей плюс работники хозяйственного блока) ежегодно собирается для обсуждения коллективного договора, и в нем появляются новые пункты. В профсоюзных собраниях обязательно принимают участие не только педагогические работники, но и обслуживающий персонал. Собрания проходят 3-4 раза в год. Кроме того, с участием Галины Колобакиной работает тарификационная комиссия, принимаются решения об увольнении и премировании работников. Профсоюз помогает и пенсионерам.

О ярком примере эффективной работы профкома рассказывает заместитель директора по начальной школе Людмила Вячеславовна Подшивалова:

- Не так давно мы с коллегами вычитали, что надтарифный фонд должен составлять 25% от фонда заработной платы, а не 22,5%, как это было у нас. По просьбе коллектива Галина Сергеевна выступила с этим вопросом на уровне района, и наша «потеря» к нам возвратилась.

Примерно на столько же (с 22% до 25%) вырос с этого года и надтарифный фонд в школе № 61 г. Узловая Тульской области. Здесь и директор, и председатель первички - депутаты городской Думы. Таким образом, они могут отстаивать интересы своего коллектива и других школ «на самом высоком уровне». В школе подписан колдоговор. В нем предусмотрены дополнительные оплачиваемые дни к отпуску - за инновационную работу. Внесен пункт о полной выплате заработной платы в случае простоя по вине работодателя или забастовки.

По словам Татьяны Куприяновой, заместителя председателя профсоюза, выявить школы, достойные поощрения, оказалось не так-то просто:

- В конкурсе были номинации «Школа социального партнерства», «Школа - социокультурный центр села», «Школа профессиональной карьеры». Все они предусматривали представление программ и проектов социального партнерства школы с органами власти, вузами, наукой, культурой, бизнесом, общественными организациями.

Именно в этих номинациях мы ожидали увидеть, как развивается социальное партнерство в сфере трудовых отношений, как профкомы защищают социально-трудовые права и профессиональные интересы учительства. Однако ни одна из девяти школ, участвующих в этих номинациях, ни словом не упомянула ни о профкоме школы, ни о социальном партнерстве в сфере труда. Это было большим разочарованием для нас.

Видимо, первички не сочли нужным показать значимость проводимой ими работы по договорному регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования; раскрыть роль коллективного договора в решении проблем, связанных с защитой прав и интересов учителя: от заработной платы и условий труда до привлечения в школу молодых специалистов.

Ну, а поскольку идею поощрения школ, где хорошо работает профсоюзный комитет, мы посчитали плодотворной, то пришлось внимательнее познакомиться с деятельностью финалистов конкурса, провести дополнительную работу с территориальными организациями профсоюза. Так мы смогли определить, какие учреждения можно и нужно поощрить.