Статфакт

Председатель Правительства РФ - 117 482 рубля;

вице-премьер - 95 000 рублей;

министр - 88 112 рублей;

заместитель министра - 51 390 рубль.

Два мероприятия решили объединить. 21 апреля в ЦК профсоюза приехали председатели КСП из Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов, представляющие большинство вузов России. А 22 апреля к ним присоединилась делегация из 18 питерцев, представители Ухты и Петрозаводска, а также вузовцы из Москвы. Целый день эта внушительная команда работала с депутатами, раскрывая им глаза на бедственное положение высшей школы. Профсоюзные лидеры встретились с депутатами «Единой России», КПРФ, фракции «Родина».

Покинув Думу, они направились в Московский горком профсоюза и побеседовали с вузовцами столицы.

На следующий день вся команда встречалась в ЦК с начальником отдела социального развития Минобразования Валентином Голышниковым, зам. председателя профсоюза Татьяной Куприяновой, работниками отдела вузов Любовью Полубятко и Александром Цепковым. Потом питерцы поехали в МГТУ им. Баумана, а представители округов продолжили работу над планом дальнейших действий КСП. Об итогах этой работы мы сообщим в ближайших номерах «МП», а сегодня расскажем читателям о встрече профсоюзных лидеров с депутатами «Единой России». Ведь именно эта партия получила большинство голосов в Государственной Думе, и от нее во многом будет зависеть решение проблем работников образования.

Нынче встречи с власть имущими проходят по одному сценарию - сначала речи принимающих, затем вопросы принимаемых. Профсоюзные лидеры предложили свой вариант: спикеры, выбранные ими из своей же среды, выскажутся на актуальные темы, все остальные зададут вопросы, на которые придется отвечать депутатам. Почему так, понятно: делегатам Северо-Запада нужно вернуться с конкретными ответами, ведь ситуация с размерами зарплат вузовских педагогов и в Питере, и в Карелии, и в других регионах чрезвычайно остра.

Георгий ШАБАЛИН, председатель профсоюзного комитета Балтийского государственного

технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова:

- Мы, председатели профсоюзных вузовских комитетов, не чиновники и не функционеры. Мы такие же профессора и доценты, как и наши коллеги, просто нам они доверили защиту своих прав. Лучше нас, отметим это с горечью, никто в стране не знает положения дел в вузах, в высшей школе в целом. В наши профсоюзные комитеты каждый день приходят люди со своими бедами и проблемами.

Самая сложная проблема - это оплата труда. Сейчас всем ветвям власти, в том числе Государственной Думе РФ, предстоит принимать новые законы, совершенствовать налоговое законодательство, проводить административную, пенсионную и другие реформы. При этом мы много слышим о возрождении науки, о ее интеграции с образованием, в частности с высшим.

Но уважаемые люди, находящиеся на высоких постах, делают вид, будто не понимают того, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена без установления нормальных условий оплаты труда. Закончились выборы в Думу, и никто из высших чиновников уже не говорит об оплате труда бюджетников, как будто такой проблемы нет. В бюджете 2004 года не предусмотрены ни повышение зарплаты, ни индексация, а о бюджете 2005 года ничего не известно. Какая же может быть борьба с бедностью, какое может быть удвоение ВВП без решения этого вопроса?

Реальная ситуация для петербургских вузов и для всей России примерно такова. Средний возраст преподавателей - 57 и 60 лет, все держится на пенсионерах. Молодые люди приходят на кафедры физики, химии, математики, но наиболее талантливые, проработав три-четыре года, уходят туда, где платят больше.

Трудно их за это осуждать, ведь, скажем, зарплата доцента составляет 4000 рублей при прожиточном минимуме 3000 рублей. А есть люди, которые получают в вузе и 900, и 1200 рублей.

Умный молодой парень поработает год-другой, станет профессионалом, а потом уйдет на зарплату в 1000-1200 долларов. Мы его теряем. Поэтому так видна разница между мальчишками, только что окончившими вуз, и пенсионерами.

Кадров 30-40 лет, в самом цветущем возрасте для науки и образования, у нас нет. Пенсионерам некому передавать опыт.

Научные школы лишены преемственности. Конечно, они сохранятся, но в целом битва за образование уже проиграна. Между тем это одна из тех конкурентных отраслей России, которая должным образом представлена на мировом рынке и которую нужно поддерживать.

Необходимо, чтобы такая могучая фракция, как «Единая Россия», при обсуждении бюджетного процесса постаралась предусмотреть повышение зарплаты работникам образования, как минимум, в два раза. Кроме того, нужно подумать о мерах, которые можно предпринять и на законодательном, и на министерском, и на других уровнях, чтобы улучшить материальное положение педагогов.

Мы видим, как разворачивается административная реформа. Чиновникам повышают зарплату сразу в пять раз и считают, что это справедливо. Причем, на это повышение сразу нашлись деньги, не заложенные в бюджете 2004 года. По крайней мере, об этом пишут газеты.

Только в Петербурге 120 тысяч госслужащих. Это примерно численность кандидатов и докторов наук по всей России. То есть цена вопроса понятна. Деньги на огромное количество госслужащих в России нашли, а для повышения зарплаты кандидатам и докторам, которых существенно меньше, государство средств не находит.

В чем беда в Питере? На городском уровне принято решение о повышении зарплаты работникам среднего образования: к концу года зарплата молодого учителя будет не ниже прожиточного минимума, а у опытного педагога со стажем она составит 8-10 тысяч рублей и превысит в полтора раза зарплату любого профессора. Мы рады за учителей, но не понимаем, что же будет с высшей школой? Разве это дело? Разве так надо относиться к высококвалифицированным профессорско-педагогическим кадрам?! Не могу не напомнить, что в 2001 году наша средняя зарплата составляла 57% от средней в промышленности, сейчас она уже не превышает 40%. Это хорошо, что в промышленности работники получают все больше. Плохо, что разрыв в наших зарплатах все более увеличивается.

Глеб ХОР, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:

- Мы знаем, что грядет снижение Единого социального налога. Выпадающие в связи с этим доходы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в размере 280 миллионов рублей будут компенсированы путем увеличения налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин на экспорт нефти. По нашим подсчетам и по информации заместителя министра финансов Шаталова, это дает возможность направить на увеличение зарплаты бюджетников в конце года существенные средства. То, что в регионах уменьшилось количество налогоплательщиков, это правда. Но, с другой стороны, регионам сегодня отдали подоходный налог. Поскольку снижение ЕСН должно привести к уменьшению зарплаты, выдаваемой «черным налом», есть надежда, что денег, поступающих в бюджет от уплаченных налогов, станет существенно больше. Мы сегодня отдали регионам также акцизы по спиртным напиткам в размере 40%, чего раньше никогда не было. Надеемся, что и тут «черной продукции» станет меньше, а налогов больше.

Что касается увеличения в несколько раз зарплаты чиновников, то мне самому эта тема очень интересна. Я до сегодняшнего дня не видел ни одного официального документа по этому поводу. Подобных поправок в бюджет никто не вносил. Это средства массовой информации нагнетают ситуацию. Для чего, никто из нас не понимает.

Предполагается, что при высвобождении большого числа чиновников (скажем, аппарат администрации президента будет сокращен в два раза) появится возможность за счет уходящих увеличить зарплату остающимся. Но как будет распределяться эта экономия, решат изменения в закон. Пока об этом говорить рано. Не надо создавать ажиотаж, который портит отношение народа к власти. В период между внесением законопроекта в Госдуму РФ до его принятия проходит минимум два месяца.

Я разговаривал с заместителем министра финансов Татьяной Голиковой - министерство по этому поводу ничего не предпринимает. Сегодня оно занимается другим: повышением эффективности бюджетных расходов.

Проведенный анализ показал, что в бюджете Ленинградской области 27% непрофильных расходов. Это содержание различных объектов, структур и так далее. Поэтому на зарплату средств не хватает. Сейчас политика направлена на то, чтобы заставить регионы избавиться от непрофильных расходов. Они должны передать или продать ненужную собственность, которая обременяет их бюджеты.

Что касается зарплаты работников высшей школы, то я думаю, она просто нищенская. Жаль только, что наш комитет к ее увеличению не имеет никакого отношения.

Глеб Яковлевич Хор прав: в Государственную Думу не поступали никакие документы о повышении содержания чиновников. Но в отличие от первого заместителя председателя Комитета по бюджету средства массовой информации осведомлены о том, что 10 апреля 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности ОРФ, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной службы» за № 519.

В документе не говорится напрямую о повышении окладов чиновников. Они, видимо, останутся прежними. Изменится система вознаграждения за должность и за хорошую работу. Например, в указе сказано так: «Установить, что при утверждении фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов сверх суммы средств, направляемых на выплату должностных окладов федеральным государственных служащим, предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год): а) ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин) - в размере 4 должностных окладов; б) ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы - в размере 14 должностных окладов; в) ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов; г) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов; д) ежемесячного денежного поощрения в размере: 42 должностных окладов - в федеральном министерстве; 36 должностных окладов - в федеральной службе и федеральном агентстве; е) материальной помощи - в размере 2 должностных окладов».

В результате несложных подсчетов удается выяснить, сколько же будут получать в месяц чиновники разных уровней:

Эксперты полагают, что при этом каждый руководящий работник исполнительной власти имеет пакет социальных благ стоимостью до 15 тысяч долларов.

Повышение материального обеспечения федеральных госслужащих - первый шаг. Вполне вероятно, что вслед за ними подтянутся региональные, а затем и муниципальные чиновники. В результате денег на повышение зарплаты бюджетников скорее всего в ближайшее время не найдется.

Что касается депутатов Госдумы, то их зарплата целиком и полностью зависит от размера оплаты труда федерального министра - она приравнена к нему, что, несомненно, рождает в душе законодателей теплые надежды на скорейшее увеличение их довольствия. У педагогов надежды гораздо скромнее: они мечтают о том, чтобы их зарплата достигла хотя бы уровня прожиточного минимума.