- Мы находимся в предверии исполнения Федерального закона № 95, в соответствии с которым учреждения профтехобразования должны быть переданы на региональный уровень. Правительство поручило Минэкономразвития и Минимуществу установить порядок и сроки безвозмездной передачи ПУ в ведение субъектов РФ. Без принятия такого нормативного правового акта невозможно реализовать положения закона. С моей точки зрения, должен быть установлен порядок передачи учреждений по всей Российской Федерации одновременно, поскольку если принимать решение по каждому региону, то придется работать очень долго.

Правительство РФ поручило также Минэкономразвития подготовить Положение о заключении соглашений между органами исполнительной власти федерального и регионального уровня о передаче части полномочий, а также Положение о порядке безвозмездной передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта РФ или муниципалитета. В перечисленных документах, по моему мнению, обязательно должна быть отражена и финансовая сторона.

Например, необходимо указать порядок и условия выделения дотаций из федерального бюджета регионам на содержание ПО. Следует отметить, что нормы закона № 95 в части передачи учреждений НПО и СПО вступят в силу не позднее 1 января 2005 года. Законодатель ввел условие для реализации этого положения, но именно в этот срок должны вступить в силу поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Эти законопроекты должны в обязательном порядке предусмотреть финансирование ПО с учетом нормативной стоимости обучения и механизмов выделения целевых субсидий субъектам РФ из федерального бюджета. При этом средства, предусмотренные субсидиями, должны быть выделены отдельной строкой в бюджетах регионов.

Для реализации норм законодательства по передаче ПУ на региональный уровень, по моему убеждению, необходимо выполненить три условия. Во-первых, Правительство РФ должно принять до 1 июля 2004 года документ, регламентирующий порядок и сроки безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Если этого не сделать, то в бюджете следующего года ПО останется без финансирования. Во-вторых, не позднее 1 января 2005 года должны вступить в силу поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, иначе мы не сможем работать так, как требуют рыночные отношения. В-третьих, должно быть введено нормативное финансирование учреждений НПО с учетом специфики предлагаемых профессий. Когда мы перейдем на региональный уровень, любой губернатор спросит: почему вы просите именно столько денег, а не больше и не меньше? А потом даст столько, сколько захочет.

Наш Госкомитет совместно с правительством Республики Марий Эл разработал программу оптимизации сети образовательных учреждений ПО, состоящую из двух этапов. В целях экономии бюджетных средств, исходя из демографической ситуации, мы посчитаем, во что обойдется этот переход, и будем вносить в Минэкономразвития свои предложения от имени региона. В 2005-2007 годах из 23 учреждений ПО, предлагаемых для передачи, оставим на республиканском бюджете 19. На условиях многоканального финансирования предполагается обеспечивать работу двух учреждений СПО, которые тоже будут переданы на бюджет республики. Продолжат работу два негосударственных учреждения СПО.

На первом этапе предполагается реорганизовать два учреждения НПО в двух сельских районах в учебные центры профессиональной подготовки, объединив их со школами. Три учреждения НПО будут оставлены в сельской местности как филиалы для подготовки по программам СПО - профессии будут выбраны те, что необходимы для данного региона. Один из колледжей будет реорганизован в филиал техникума. Мы планируем создать два университетских комплекса, включив в них учреждения НПО и СПО, при этом каждое учебное заведение сохранит свое юридическое лицо.

На втором этапе, в 2007-2010 годах, мы предполагаем реорганизовать четыре учреждения НПО в три учебных заведения того же профиля путем простого соединения. Мы создадим также два филиала существующих ныне учреждений НПО. Мы понимаем, что для развития профессионального образования нужна эффективная система социального партнерства, введение общественно-государственного управления. Это позволит обеспечить конституционное право граждан на получение качественного образования и реализовать принцип доступности.