Центральный вопрос, волновавший аудиторию, и в том числе региональных руководителей, - финансы. Владимир Филиппов отметил, что весьма ответственная работа предстоит в ближайший год по реализации нового механизма финансирования общеобразовательных школ в связи с принятием Федерального закона № 123 от 7 июля 2003 года. Как известно, заработная плата учителей и учебные расходы переведены с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Сегодня стоит задача совершенствования методики расчета нормативов финансирования школ, разработанной Минфином и Минобразованием. Министр подчеркнул, что федеральная методика дает только формулу расчета, но не определяет сами размеры норматива, даже минимальные. Принимать их предстоит на региональном и муниципальном уровне. Сегодня уже 70 субъектов РФ из 89 заложили в бюджетах 2004 года необходимые изменения. Но, к сожалению, этого не сделали как раз те 19 регионов, где периодически возникают проблемы с выплатой заработной платы. Иркутская область - классический пример.

Владимир Филиппов признался, что многого не удалось добиться именно в связи с содержанием закона. Когда три года назад по предложению председателя профсоюза Владимира Яковлева проект закона увидел свет, в нем было очень много важных и полезных для образования статей. В частности, предусматривалось соучреждение школ субъектами РФ и муниципалитетами, это сделало бы логичным разделение обязанностей: регионы финансируют зарплату и учебный процесс, муниципалитеты заботятся о содержании школ, укреплении их материальной базы, коммунальном обслуживании и т.д. Но проект закона прошел множество инстанций, в результате чего была выхолощена сама суть преобразований. То, что уже принятый документ не исполняется в значительной части регионов, - подтверждение того, что закон нуждается в существенных поправках и дополнениях.

Одним из самых масштабных мероприятий в образовании, очевидно, станет переход на отраслевую систему оплаты труда.

Но, как ни странно, министр на этот раз не сказал ничего конкретного ни о самой отраслевой системе, ни о том, что ее введение потребует увеличения фонда оплаты труда в 1,75-2 раза. Он в очередной раз проинформировал собравшихся о разработке новой, штатно-окладной системы оплаты труда учителей взамен нынешней, слишком жестко связанной с учебной нагрузкой педагога. Она, по мнению Филиппова, позволит активизировать и экономически стимулировать внеучебную работу учителя. Министр подчеркнул: «Соответствующий проект находится в стадии разработки, совместно с ЦК профсоюза нам необходимо найти ряд решений, прежде чем во втором квартале этого года проект будет направлен в регионы для обсуждения». На страницах нашей газеты педагоги, управленцы, профсоюзные лидеры довольно резко высказались против этой системы, которая может ухудшить положение педагогов. Однако министр, обещавший не торопиться с ее введением, уже называет конкретный срок отправки проекта в регионы.

Более того, Владимир Филиппов четко связал увеличение бюджета образования с планируемым в 2004-2005 годах принятием необходимых решений по переводу на нормативное финансирование всех образовательных учреждений, а учреждений профессионального образования - на финансирование по объему и качеству оказываемых услуг, в частности в рамках эксперимента по ГИФО. Только при этом, по мнению министра, можно обеспечить большую самостоятельность школ и вузов, в том числе и в оплате труда. Тут тоже много вопросов, поскольку, во-первых, еще никто не подводил итоги и не оценивал результаты эксперимента по ГИФО, который идет в трех регионах России. Во-вторых, как показали проверки Счетной палаты, на его проведение нецелевым образом израсходованы 6 миллионов 200 тысяч рублей - об этом рассказал участникам недавнего заседания президиума ЦК профсоюза первый заместитель министра образования Григорий Балыхин.

В этом году министерство рассчитывает на принятие закона о создании при школах управляющих советов - его проект уже направлен для рассмотрения в регионы. По задумке они должны справиться с тем, что оказалось не под силу родительским комитетам и попечительским советам. А именно - добывать для школ средства, тем более что в состав этих советов должны войти выпускники школ, представители местных властей, работодателей, а также родители учеников. Создание советов, подчеркнул Филиппов, направлено на организацию поддержки школ путем привлечения спонсоров взамен ставших повсеместными сборов с родителей. В этой связи в апреле министерство презентует общероссийский сайт «Твоя школа», где будут указаны адреса и реквизиты внебюджетных счетов каждой школы страны. К полномочиям советов отнесены также важные решения, влияющие на жизнь школы, вплоть до участия в подборе кадров руководителей и учителей. Конечно, отметил министр, создание таких демократических механизмов управления - дело новое для России, и с учетом мирового опыта предусматривается поэтапная работа в течение двух-трех лет. Можно, правда, заметить, что такой опыт был в России еще в дореволюционные времена, когда сходы сельчан решали все вопросы, связанные со школами. Авторы законопроекта следуют этим традициям. Но тогда сельчане брали на себя все заботы о школе. Не означает ли создание управляющих советов то, что государство в очередной раз намеревается сбросить со своих плеч заботу о российских школах и переложить ее полностью на плечи граждан? Словом, все предложения нуждаются в зорком общественном контроле, который и приведет в конце концов к государственно-общественному управлению.