ОТПУСК

В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» установлена продолжительность отпуска только для педагогических работников образовательных учреждений.

Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. №1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» в части определения продолжительности ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений. В остальной части это постановление сохраняет силу, т.е. устанавливает продолжительность отпусков других категорий работников, в том числе для руководящих работников, методистов и педагогов-психологов учебных, учебно-методических и методических кабинетов (центров).

Принимая во внимание, что постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 регулирует продолжительность отпусков педагогических работников образовательных учреждений в зависимости от их типов, при решении вопроса о возможности его применения к работникам МОУ ДПО «Ресурсный центр» необходимо определиться с правовым статусом учреждения, руководствуясь при этом следующими положениями Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Деятельность государственного или муниципального образовательного учреждения регулируется соответствующим типовым положением об образовательном учреждении, утверждаемым Правительством Российской Федерации и разрабатываемым на его основе уставом.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении, в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании», регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьей 33 Закона РФ «Об образовании» возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок действия этой лицензии.

Если учреждение создано как образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, то в своей деятельности оно должно руководствоваться типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610 (с изменениями от 31 марта 2003 г.) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

В соответствии с пунктом 7 указанного типового положения образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

При этом повышение квалификации должно включать в себя следующие виды обучения:

• краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

• тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

• длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 типового положения к образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

• академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

• институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;

• курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Таким образом, если учреждение, в котором Вы работаете, соответствует изложенным выше требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, и в своей деятельности руководствуется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», то продолжительность отпуска методистов и педагогов-психологов должна составлять 56 календарных дней.

Продолжительность отпуска руководящих работников, методистов и педагогов-психологов, работающих в иных учреждениях: учебных, учебно-методических и методических кабинетах (центрах), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» и составляет 42 календарных дня.

В 2002 году было издано новое постановление Правительства Российской Федерации по продолжительности отпуска педагогическим работникам. Хотелось бы узнать, каким категориям педагогических работников школ стал предоставляться отпуск большей продолжительности?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» увеличилась продолжительность отпуска таким категориям педагогических работников школ, как социальный педагог, педагог-организатор, мастер производственного обучения, а также руководители структурных подразделений, деятельность которых связана с образовательным процессом. Вместо 42 календарных дней отпуск у этих педагогических работников стал составлять 56 календарных оплачиваемых дней.

Наша семья проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В этом году наш сын будет поступать в один из вузов Санкт-Петербурга. Разъясните, обязан ли работодатель предоставить ежегодный отпуск отцу ранее, чем предусмотрено графиком отпусков, чтобы он мог съездить на время экзаменов вместе с сыном в Санкт-Петербург?

Закон РФ от 19 февраля 1993 года

№ 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) в статье 23.1 определяет: «По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка».

Обязан ли работодатель предоставить отпуск без сохранения заработной платы (14 календарных дней) женщине, которая одна воспитывает ребёнка в возрасте до четырнадцати лет?

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст.263 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако, если коллективным договором право указанных работников на получение льготного отпуска без сохранения заработной платы не установлено, то работники не имеют права требовать предоставления им таких отпусков, ссылаясь на нормы Трудового кодекса РФ.

НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ

Установлен ли в действующих нормативных актах максимальный размер доплат и надбавок стимулирующего характера? Каковы допустимые пределы в определении размеров доплат и надбавок руководителям образовательных учреждений?

В соответствии со статьями 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования в пределах имеющихся средств является компетенцией самого образовательного учреждения.

В статьях 32 и 54 Закона Российской Федерации «об образовании» не установлено каких-либо ограничений при установлении надбавок, доплат и премировании работников. Следовательно, образовательное учреждение решает эти вопросы самостоятельно в отношении всех работников учреждения, в том числе и его руководителя.

Постановлением Минтруда России от 4 марта 1993 года № 48 определено, что размеры доплат и надбавок работников максимальными размерами не ограничиваются.

Согласно разъяснению Минтруда России от 20 января 1994 г. № 2, утвержденному постановлением Минтруда России от 20 января 1994 года № 6, стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителям учреждений и организаций образования, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливаются решением (приказом) органа управления образованием, в подчинении которого они находятся, применительно к порядку, определенному для других категорий работников данного учреждения.

Установление доплат, порядок и условия премирования руководителей образовательных учреждений и установления им доплат определяется в соответствии с действующими в учреждении Положениями о премировании работников и порядке.

Вопросы установления надбавок и доплат можно эффективно решать, закрепляя соответствующие нормы в коллективных договорах и соглашениях на различных уровнях. А затем нужно настаивать на выполнении содержащихся в них норм.

Кодексом законов об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31).

Ведущий рубрики - Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза