Пока в зале не погас свет, можно было прочитать девиз каждого участника. Например, у З.И. Барышевой из лицея №12 он такой: «На рассвете встать и, помышляя о чуде, рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям». А педагог О.Н. Пашина из школы №7 призывает коллег: «Когда вам беды застят свет и никуда от них не деться, - взгляните, как смеются дети, и улыбнитесь им в ответ».

Когда же потушили огни, во Дворце открылась... Школа колдовских наук. На сцене резвились ведущие - чертята: «Если нет в учителе капельки азарта, риска, чертовщинки, то ничего не получится. Обязательно должно быть волшебство, даже колдовство, хотя бы частичка его, чтобы найти путь к сердцу ребёнка».

Всех гостей праздника поздравил с открытием 13-го конкурса мэр города А.Ф. Ельчанинов. А затем состоялась торжественная церемония передачи символа «Пеликан» из гимназии №57 в школу №10 и из центра развития ребёнка №115 в детский сад №17, где педагогам предстояло пройти конкурсные испытания. Принимая символ, директор 10-й школы З.М. Родионова пожелала всем конкурсантам «попасть в десятку».

Чертята представили участников, а председатель жюри О.В. Кочетков, учитель биологии гимназии №27 произнес в качестве напутствия мудрые слова: «Учитель - это ученик, вызванный к доске на всю жизнь».

Итак, конкурс «Учитель года - 2004» открыт. Впереди педагогов ждали серьезные испытания: творческие лаборатории, уроки, классные часы и многое другое.

Все события двухнедельного марафона неустанно освещала газета «ЛУГ». Наблюдая за приключениями участников, сотрудники пресс-центра даже составили «Словарь терминов конкурса»:

«Нация (от лат. natio - племя, народ) - исторически складывающийся тип этноса. В период развития конкурса сложилась новая социальная и интернациональная общность - конкурсный пеликанский народ (пеликанцы и пеликанки).

Раса - исторически сложившаяся группа лауреатов конкурса, которая год от года увеличивается, хотя отдельные представители, особенно старшего поколения, существуют всё чаще обособленно, тем самым теряя общность происхождения и ряд внешних наследственных физических признаков, а именно - особые черты одухотворённого лица, светящиеся глаза, румянец на щеках и т.д.

Оргкомитет - люди, которых почти никто не знает в лицо, но без них не было бы ни героев, ни жюри, ни конкурсного пеликанского народа (поэтому советуем всем вычислить их как можно раньше и всячески приветствовать).

Жюри - «несчастные» люди, принуждённые смотреть и слушать выступления героев.

Права конкурсанта - делать то, что соответствует его природе и не противоречит природе жюри.

Бис - пожелание проспавшего жюри участнику конкурса повторить выступление, занятие, урок с самого начала.

Амнистия - полное или частичное освобождение от дальнейшего участия в конкурсе в связи с плохим настроением жюри.

Вежливость - черта характера участника конкурса, заключающаяся в умении вовремя уйти от вопросов жюри.

Великодушие - умение участника конкурса простить победителя за то, что он победил.

Фуршет - традиционный званый ужин с героями, блестяще завершающий конкурс (удается всегда, несмотря ни на что и вопреки всему)».

Когда творческие лаборатории, уроки и классные часы остались позади, предметные жюри передали эстафету главной судейской коллегии конкурса. Начались импровизации. Участникам каждой номинации было дано 1,5 часа на подготовку. В качестве задания учителям предложили цитаты известных педагогов.

В номинации

«Учитель года»:

- Без КАЧЕСТВА куда пойдём?

- Без СЕРДЦА что поймём?

- Без КРАСОТЫ чего достигнем?

(Ш. Амонашвили)

В номинации

«Педагог - психолог года»:

- Тяга к ещё не достигнутому - величайший интерес для человека, дающий жизнь его самым лучшим творениям.

(Рабиндранат Тагор)

В номинации

«Классный руководитель»:

- Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

(И.Г. Песталоцци)

В номинации

«Воспитатель года»:

- Каждый ребёнок обладает потенциалом саморазвития, причём потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект.

(М. Монтессори)

Главному жюри пришлось нелегко. Как трудно, ответственно оценивать и выставлять баллы конкурсантам, ведь все они такие разные! «Наш дом - химическая лаборатория, а кухня - маленькая модель мира», - провозгласила учитель Н.А. Древницкая из гимназии №31, проанализировав химический состав борща, шашлыка и чая. «Огонь бывает всех пород: созидающий, разрушающий, покоряющий, объединяющий, творческий и даже любовный», - к такому выводу пришли участники заседания проблемно-дискуссионного клуба у Т.В. Рожиной (лицей №12).

Одним словом, конкурсанты импровизировали от души.

Кто же победит? Интрига была до конца, члены жюри самоотверженно молчали, не открывая карты до последнего момента.

И вот наступило 30 января, день закрытия конкурса. Дворец творчества, 15.00. Голова кружится от огромного количества цветов, ярких транспарантов болельщиков, воздушных шаров... Звучат фанфары. На сцене калейдоскоп: танцевальные пары кружатся в вальсе, их сменяют чертята, а потом появляются конкурсанты. Наконец, на сцену приглашают мэра Кургана, и он объявляет имена победителей.

Ш Ш Ш

В номинации

«Учитель года - 2004»:

I место -

Наталья Леонидовна Древницкая,

учитель химии гимназии №31;

II место -

Светлана Юрьевна Ядрышникова,

учитель труда гимназии №27;

III место -

Надежда Викторовна Романова,

учитель английского языка лицея №12.

Ш Ш Ш

В номинации

«Педагог-психолог

года - 2004»:

I место -

Татьяна Федоровна Хамандритова,

гимназия №30;

II место -

Вера Васильевна Ионкина,

центр развития ребёнка - детский сад №115 «Малышок»;

III место -

Оксана Викторовна Усмиянова,

школа №49.

Ш Ш Ш

В номинации

«Классный

руководитель

года - 2004»:

I место -

Ирина Анатольевна Иванова,

куратор профильных медицинских классов, гимназия №57;

II место -

Светлана Николаевна Степанова,

учитель французского языка,

школа №14;

III место -

Елена Васильевна Егорова,

классный руководитель 9 класса,

школа №5.

Ш Ш Ш

В номинации

«Воспитатель года - 2004»:

I место -

Вера Владимировна Свиридова,

воспитатель, детский сад №2

«Дружная семейка»;

II место -

Лариса Сергеевна Яговкина,

логопед, детский сад №85 «Улыбка»;

III место -

Ида Львовна Бондырева,

музыкальный руководитель,

детский сад №131 «Ветерок».

Победители получили из рук мэра заслуженные награды. За первое место администрация города учредила приз в 15 тысяч рублей, за второе - 10 тысяч, за третье - 5 тысяч.

А городской комитет Профсоюза работников народного образования уже на протяжении нескольких лет вручает премии в размере тысячи рублей тем лауреатам конкурса, которые являются активными членами профсоюза.

В этот раз грамотами горкома и премиями были награждены Светлана Степанова, председатель первички школы №14, Оксана Усмиянова, член профкома школы №49, Ида Бондырева, член первички детского сада №131 «Ветерок», и Николай Шадрин, учитель физической культуры, член профсоюзной организации школы №10.

Поздравляем всех участников с окончанием конкурса, желаем им профессиональных успехов и активной жизненной позиции!

Нина МИХАЙЛОВА, заместитель председателя Курганской городской организации

профсоюза, член главного жюри конкурса «Учитель года - 2004»