- Не секрет, что самые острые и актуальные вопросы - повышения зарплаты, возвращения долгов по методической литературе, выплате надбавок из надтарифного фонда - решаются чаще всего силами районного комитета, - говорит Владимир Анатольевич. - Вот и получается, что на местах главное наше звено - первичка - выглядит как заурядная касса взаимопомощи. Допустим, умер работник, первичка тут как тут - выдает материальную помощь. Надо вставить сотруднику зубы - опять же отстегивают из профкассы. Отсюда, что самое обидное, и складывается имидж профсоюза, как некой богадельни. В чем же причина ослабления роли первички? Где рецепты, чтобы укрепить эту структуру?

Анализируя ситуацию на местах, мы пришли к выводу, что проблема заключается в слабой организаторской работе. Причем не только председателя профкома, а зачастую всего актива. Собирая актив для важных общественных дел, от некоторых первичек мы не могли дождаться ни одного представителя. На вопрос, почему никто не пришел, следовал ответ: председатель болен, а что мы, дескать, без него пойдем... Вот так-то! К сожалению, в первичках работает один председатель и лишь иногда подключаются некоторые члены профкома.

Понятно, что такое положение районный комитет не устраивало. Нам было необходимо налаживать нормальную работу первичек, в противном случае и авторитет профсоюза можно потерять в коллективах. Но как изменить ситуацию? Мы понимали, что «хирургические методы», то есть смена руководителя того или иного пассивного профкома, не помогут. Поэтому начали с восстановления полноценной работы комиссий при профсоюзных комитетах. Это основа основ, так как любой профком неспособен эффективно действовать без специалистов, которые входят в состав комиссий. Вот они-то и должны были по-настоящему заработать!

С чего мы начали? С учебы. Провели в каждой организации занятия. Причем наряду с традиционными семинарами, на которые приглашаются компетентные специалисты, устроили «хождения в гости». В специально оговоренный срок активисты первичек отправляются в школу или в детский сад, где учатся на конкретном опыте своих коллег.

Для каждой первички мы подготовили все необходимые материалы по работе комиссий, определили основные направления их деятельности. Словом, дали надлежащий импульс.

Первым делом, конечно, взялись за коллективные договоры. И если два года назад их было только 20, то теперь во всех 45 первичных организациях колдоговоры заключены и зарегистрированы в инспекции по труду. Листая любой из этих документов, вы найдете только конкретные вещи: в какие дни должна выдаваться зарплата, что может сделать профсоюз, если работодатель ее задерживает. Разработаны четкие мероприятия по охране труда, оговорены социальные гарантии, меры поддержки молодых специалистов.

Вот так, шаг за шагом, мы и активизировали работу первичек на местах. Все это, безусловно, не осталось незамеченным в коллективах. Ведь именно профсоюз доказал, что надтарифный фонд в школах района должен быть установлен в размере 25%, а не 13-18%, как раньше. И в размере 10% вместо 8-9% - в дошкольных учреждениях. А значит, возросли и доплаты из надтарифного фонда работникам, ощутимее стали их социальные и экономические гарантии, которые зафиксированы в специальных приложениях к колдоговорам.

Более того, мы добились даже гарантированных доплат председателям первичек. В этом, что весьма отрадно, профсоюз поддержал председатель районного комитета по образованию Николай Иванович Брехов.

Еще в 2000 году райком разработал социальный паспорт работника отрасли. Через год мы уже оформили паспорт социальной напряженности учителей, воспитателей, техработников. Если вначале все эти документы составлялись только на уровне района, то сейчас такие портреты и паспорта готовят во всех первичках. В итоге сегодня мы имеем полную картину положения дел в трудовых коллективах, позволяющую глубже вникать в суть проблем и происходящих на местах процессов, а главное - быстро реагировать на запросы тех или иных категорий работников. Ведь, согласитесь, когда четко знаешь, что реально волнует сегодня учителя или воспитателя, легче найти оптимальное решение.