Такой состав участников был для нас очень важен. В Приволжском округе работают свыше 60 государственных вузов. Реформирование системы образования затронуло в первую очередь высшую школу. Нам было необходимо проанализировать то, что уже сделано, прикинуть планы на будущее, понять, насколько ректоров и преподавателей устраивают принятые документы и те, что еще готовятся. Конечно, ключевыми вопросами обсуждения стали ГИФО, ЕГЭ, введение категории «ведущих» вузов.

Ректоры и профсоюзные лидеры отметили, что в ходе реформирования были практически проигнорированы предложения Госсовета при президенте и положения Национальной доктрины образования. Правительство пошло своим путем, учебным заведениям предлагали расширить платные услуги, навязывали закон о смене организационно-правовой формы, пытались передать педагогические вузы на региональный уровень. По сути дела, все шло к достижению одной глобальной цели - ограничению или сокращению объема государственных инвестиций в систему образования. Для начала государство пытается уйти с образовательного поля высшей школы.

Некоторые вузы сумели адаптироваться к рынку. В условиях, когда учебные заведения были брошены государством на произвол судьбы, они не только сумели сохраниться, но и сделали серьезные шаги в развитии (яркий пример - башкирские вузы!). Теперь их возвращают в ситуацию, когда регионы вряд ли смогут помогать им финансово, когда на федеральный центр никаких надежд, следовательно, вузы снова будут бороться за выживание. Не предусматривается и улучшение материального положения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В своем выступлении перед участниками семинара я отметила, что пока ректорский корпус, к сожалению, пассивен. Кроме того, я говорила о концепции оплаты труда учителей, которую предлагает министр Починок. Да, речь идет не о высшей школе, но, как известно, лиха беда начало. Пока вузы остаются на федеральном уровне, но скоро их передадут на региональный, и тогда отсутствие гарантий по оплате труда для них тоже станет актуальным. Только в единстве, в солидарности сила системы образования. Тем более что пока не внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, не разделены полномочия субъектов РФ и муниципалитетов с точки зрения межбюджетных отношений, очень многие вопросы по оплате труда не будут решены при передаче вузов на региональный уровень.