- Собственно, вы и сами знаете, как жилось в то время учителям, - рассказывает директор школы Ольга Николаевна Дьячихина. - Вот и в нашем коллективе тогда посчитали, что профсоюз ничего не делает для того, чтобы благосостояние работников повысилось. Поэтому все мы и решили в знак протеста выйти из организации. Ну, а потом, со временем до нас «дошло», что кроме профсоюза наше социальное положение никого не интересует.

Куда только мы не обращались! И в прокуратуру, и к представителям власти, даже к уполномоченному по правам человека! Всюду подтверждали, что мы имеем по закону те или иные права, но реальных мер так и не предпринималось... И мы поняли, что за свои права надо бороться. А помощь в нашей борьбе может оказать единственная организация - профсоюз.

И хотя мы вышли из его рядов, тем не менее обращались со своими проблемами к председателю райкома Таисии Митрофановне Дьяковой, в юридический отдел областного комитета, где Николай Кузьмич Грибин всегда давал самые квалифицированные консультации.

Помаявшись, мы начали осознавать, что сделали опрометчивый шаг, выйдя из профсоюза. Потому что тогда именно по его инициативе через суды стали возвращать долги по зарплате. Короче, учителя посовещались и в 2000 году дружно вернулись в организацию. Заплатили, как положено, долги по взносам. Извинились, конечно, но кто не делает ошибок? Не зря же говорят, что за битого двух небитых дают.

Время, когда коллектив был вне профсоюза, многому его научило, на многое взглянули по-новому. Иначе, допустим, стали подходить к выработке коллективного договора. Теперь, кстати, инициатором его заключения в школе выступают одновременно администрация и профком. Гарантии стараются закладывать более высокие, чем в трудовом законодательстве, но обязательно реально выполнимые.

- А для этого, - рассказывает председатель профкома Ольга Александрова, - мы изыскиваем внутренние возможности. Есть в школе 25-процентный надтарифный фонд, средства которого мы теперь распределяем сами. По согласованию с администрацией устанавливаем доплаты и надбавки за те виды работ, которые не оплачиваются ставкой.

- У педагога зарплата хоть и небольшая, все же выше, чем у технички, получающей всего-то 700 рублей, - вступает в разговор директор. - Поэтому мы с профкомом и доплачиваем ей. А когда в надтарифном фонде остаются средства, мы направляем их на премирование тех работников, которые многое делают для школы помимо своих прямых обязанностей.

- Сегодня именно благодаря коллективному договору работники школы имеют твердые социальные и экономические гарантии, - продолжает Ольга Александрова. - Допустим, при рождении ребенка в семье человек получает три отпускных дня с сохранением зарплаты. Откуда мы эти деньги берем? Опять же из фонда доплат. Когда ребенок сотрудника идет в первый класс, тоже предоставляем оплачиваемый свободный день. При выходе на пенсию даем три дня на оформление документов, способствуем обеспечению льготами. Так, три работника получают у нас пенсию по выслуге лет. И каждому уходящему на заслуженный отдых выплачиваем минимальную зарплату.

- Помимо внутришкольного, - дополняет директор Ольга Дьячихина, - мы заключили договор с местным хозяйством. Раньше, когда руководителем колхоза был Иван Васильевич Кислов, у нас были очень хорошие, теплые отношения, хозяйство оказывало колоссальную помощь. Наша школа была признана лучшей в районе. И по материальной обеспеченности, и по подготовке кадров.

Сейчас колхоз превратился в ООО «Имени Калинина», пришел новый руководитель, и отношения у нас только начинают складываться. Однако мы надеемся на прежнюю поддержку, для чего и заключили соглашение с администрацией ООО, по которому нам оказывается посильная помощь. Правда, небезвозмездно, как прежде, за все стали выставлять счета. Что поделать - рынок!

И все же мы признательны хозяйству за то, что в трудное время нам помогли с материалами для ремонта школы, построили котельную. Есть при школе интернат и группа пятилеток, которые, как в детском саду, получают бесплатное питание. Также ООО оказывает нам различные коммунальные услуги. В общем, система партнерства у нас действует. Тем более, почти все специалисты хозяйства - наши выпускники. И они не отказывают нам в помощи. Поэтому когда мы составляем колдоговор внутри школы, обязательно учитываем наше соглашение с хозяйством. И закладываем, повторю, только реально выполнимые параметры.

Иначе, собственно, и нельзя. Ведь сегодня я руководитель, а завтра - рядовой член коллектива, а значит, не должна под себя подстраивать колдоговор. Он должен давать те или иные гарантии каждому из 41 работника школы.

И возможности получить эти гарантии у них есть. В коллективе хороший микроклимат, средний возраст педагогов - 30 лет, текучести кадров нет. В настоящее время 19 учителей имеют высшую категорию, завучем трудится заслуженный учитель России Любовь Алексеевна Кислова, которую мы считаем мозговым центром школы. Вообще все наши учителя постоянно стремятся повысить свой профессиональный уровень. В 2002 году, допустим, 10 человек прошли обучение на курсах в институте усовершенствования в Волгограде. И каждый из них защитил категорию. В 2003 году мы еще четырех учителей посылали туда на учебу. Причем, несмотря на дороговизну такой поездки, люди были согласны учиться за свой счет. Ну а потом профсоюз добился, чтобы повышение квалификации оплачивалось. Значит, желающих пойти на курсы будет еще больше.

- Вообще, - заканчивает рассказ Ольга Николаевна, - чем хорош хутор, так это тем, что все здесь друг друга знают, все друг другу помогают. Словом, и в беде, и в радости мы всегда вместе. Живем одной дружной семьей.

Добавим, что за третье место в смотре-конкурсе «Лучшая профсоюзная организация» Волгоградский обком наградил Почетной грамотой председателя профкома Ольгу Александрову, а за плодотворное сотрудничество с профсоюзом - директора школы Ольгу Дьячихину. Поощрена материально и сама первичка, в том числе - подпиской на газету «Мой профсоюз».