ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ

Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (с изменениями от 24 августа 1990 г.), в пункте 15 устанавливает, что при наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы либо отпуска по уходу за ребенком пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения заработной платы либо частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, то пособие выдается с того дня, когда работник должен был приступить к работе.

Каким образом будет исчисляться средний заработок работника при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году?

Постановлением Минтруда РФ от 24 декабря 2003 г. № 89 утверждено Разъяснение Минтруда РФ от 24 декабря 2003 г. № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году».

В связи с поступающими запросами о расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2004 году в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъяснило следующее.

Частью первой статьи 8 Закона установлено, что в 2004 году при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисление среднего заработка работника осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим в 2004 году указанные пособия исчисляются из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением, с учетом положений статьи 8 Закона и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с частью первой статьи 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения и частью первой статьи 8 Закона расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, в соответствии с частью второй статьи 8 Закона в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

При определении периода фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:

• работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

• работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

• работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

• работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

• работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:

• при направлении в служебные командировки;

• при переводе на нижеоплачиваемую работу.

В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трёх месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.

Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три месяца и более, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 6 и 7 Положения.

Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном пунктом 8 Положения. Средний часовой заработок работника при суммированном учёте рабочего времени определяется в порядке, установленном пунктом 13 Положения. При расчёте среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в порядке, установленном пунктом 14 Положения.

Дальнейший порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в соответствии со статьей 8 Закона по общим правилам с учётом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона в случае повышения заработной платы в расчётном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пункты 15 и 16 Положения не применяются.

Статьей 19 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» установлено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года. В связи с этим по страховым случаям, наступившим до 1 января 2004 года, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по ранее действующим правилам.

ПРИеМ В ВУЗ

Есть ли какие-то особенности при приёме детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные вузы?

Министерство образования Российской Федерации письмом от 8 июля 2002 года №31ю-31ин-28 сообщило следующее.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет принимаются в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Абитуриенты из числа вышеуказанного контингента, успешно выдержавшие вступительные испытания, принимаются вне конкурса на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета, и зачисляются на полное государственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ОТПУСК

Какова должна быть продолжительность ежегодного отпуска педагога-психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» продолжительность ежегодного основного отпуска педагога-психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, установлена в количестве 42 календарных дней.

СТАЖ

В чём разница между педагогическим стажем и стажем для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей?

Специальный педагогический стаж учитывается при установлении разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

ОХРАНА ТРУДА

Какими нормативными актами определён порядок проведения государственной экспертизы условий труда?

Статья 21 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ устанавливает, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

В соответствии с этой статьей Правительство Российской Федерации приняло постановление от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

Указанное положение устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объёма, представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Ведущий рубрики - Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза