Правда, в разговоре с директором школы Натальей Абрамовой нет-нет, да и ловил себя на мысли: откуда она так досконально знает профсоюзную работу? Оказалось, Наталья Михайловна в свое время была председателем профкома, а сейчас является членом президиума Краснооктябрьского районного комитета. Потому и о делах профсоюзных судит профессионально...

- Уже несколько лет народное образование находится в стадии реформирования, - говорит Наталья Абрамова. - Постоянно появляются новации, без учета которых невозможно полноценно работать и мне, как директору, и нашей профсоюзной организации. Эти факторы мы берем в расчет, выстраивая партнерство профкома и администрации школы.

- И оно, безусловно, начинается с разработки коллективного договора?

- Действительно, это главный документ, отражающий все аспекты жизни педагогического коллектива. Поэтому при его составлении мы предлагаем всем работникам школы вносить свои предложения, дабы в колдоговоре были учтены как общие, так и индивидуальные интересы.

Например, когда мы заговорили о требованиях педколлектива и профсоюзной организации к администрации, выяснилось, что учителям не хватает юридической грамотности. В связи с этим было решено внести в колдоговор пункт о проведении правовой учебы педагогов. Затем организовали на базе школы семинар, систематически проходят занятия.

Очень важна, на мой взгляд, совместная работа профкома и администрации в части повышения коллективной и личной ответственности за положение дел в школе. Необходимо, чтобы все сотрудники добросовестно относились к своей работе, отвечали за ее качество, за сохранность имущества в кабинетах, соблюдали требования охраны труда и техники безопасности. В ходе разработки колдоговора возникла идея создать локальный акт о полной индивидуальной ответственности каждого члена коллектива на своем рабочем месте. Такой всеми одобренный документ появился, и теперь в начале учебного года с каждым работником персонально заключается своеобразный договор.

- Но, согласитесь, Наталья Михайловна, можно подписать договор, а затем забыть о нем...

- Чтобы избежать подобной ситуации, мой заместитель по административно-хозяйственной работе Ирина Степановна Аришина, которая одновременно возглавляет в профкоме комиссию по охране труда, стала обучать членов профсоюза, рассказывать, на какие моменты нужно обратить внимание и что доработать. Благодаря партнерству не возникает никаких конфликтов.

Добавлю, что на базе нашей школы именно по этим вопросам проводилось два районных семинара. Один под эгидой совета директоров района, а другой - под эгидой райкома профсоюза. Если в подготовке первого мне помогал наш профком, то в организации семинара для председателей первичек других школ и образовательных учреждений района уже я, как директор, помогала профсоюзному комитету. Я сама была докладчиком на этом семинаре, показывала разработанные профкомом и администрацией локальные акты по вопросам охраны труда и техники безопасности. И мы получили высокую оценку за постановку этой работы.

Более того, коль скоро в каждой школе должна быть своя нормативно-правовая база, мы специально выпустили небольшую книгу локальных актов. Например, по ведению документации, с чем, как известно, у молодых педагогов всегда возникает масса проблем. Мы логично разложили все вопросы «по полочкам», и теперь учителям все понятно. Сегодня подобных локальных актов, касающихся учебной и воспитательной работы, у нас уже очень и очень много.

Несколько лет наша школа является опорной для института повышения квалификации по вопросам управления образованием на местах. Когда проходят семинары и стажировки руководителей учебных заведений области, они используют множество наших материалов. Причем везде упоминается, что тот или иной документ разработан совместно с профсоюзным комитетом. Вообще без профкома и членов первички я не могу обойтись при проведении любого мероприятия. И мне всегда приятно, что люди с радостью приходят на помощь.

- Говорят, что совместная работа администрации и профкома строится в вашей школе на научной основе. В чем это выражается?

- У нас давно стало правилом: если возникает потребность изучить состояние дел, то исследование проводится по специальным методикам. За основу взяты разработки социально-психологического центра, который существует в районе. Но ведь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, приходится помогать каждый день, верно? Поэтому вместе с профкомом мы пришли к выводу, что психологи должны работать непосредственно в школе, для чего и создали свой небольшой социально-психологический центр.

Кроме того, мы отработали положение о мониторинге, которое позволяет проводить в школе разного рода исследования, анкетирования и т. д. И результаты диагностики очень радуют. Когда мы изучали отношения в коллективе, оценивали микроклимат по пятибалльной шкале, даже троечку никто не поставил! Только четверки и пятерки.

Некоторые люди стесняются громко заявлять о своих проблемах. А при анкетировании, причем анонимном, все просматривается - и положительное, и негативное в нашей работе.

- А если учителя начнут критиковать в анкетах администрацию?

- Такое, не скрою, случалось. Однако мы не обижаемся, если в анкетах «пройдутся» по администрации. К тому же все результаты исследований мы анализируем либо на педсовете, либо на заседании профкома, либо на общем собрании. Так, изучая основные позиции модернизации российского образования, где сказано, что надо менять и управленческую структуру в школе, мы попросили коллектив оценить уровень работы администрации. И тут же гласно сообщили о результатах опроса. Кстати, педагоги поставили нам хорошую оценку.

Точно также перед отчетно-выборным профсоюзным собранием мы провели анкетирование, посвященное деятельности каждого члена профкома. И результаты, замечу, великолепные! Люди доверяют своим выбранным представителям. Поэтому в том же составе профком остался на следующий срок.

Безусловно, здорово помогает то, что руководство нашей школы прекрасно знает профсоюзную специфику. Я и мой заместитель по учебно-воспитательной работе Нина Михайловна Обликова являемся членами президиума райкома профсоюза. А два других зама - Ирина Степановна Аришина и Татьяна Алексеевна Мещенко - входят в профком. Лучших условий для партнерства и быть не может!

Как вы знаете, в каждом учебном заведении ежегодно создается комиссия по трудовым спорам. Так вот, в течение последних 15 лет (я как раз директорствую этот срок) у нас не было ни одной конфликтной ситуации.

В школе очень хороший учительский коллектив. Средний возраст наших педагогов - 35 лет. Работающих пенсионеров очень мало, в основном молодые кадры. Школа создает им все условия для профессионального роста. Например, учитель информатики Сергей Юрьевич Глазов закончил аспирантуру и стал кандидатом физико-математических наук! А преподаватель истории Ирина Александровна Коваль сейчас учится заочно в Волгоградском педагогическом университете. Мы всегда идем талантливой, активной молодежи навстречу.

Все это и позволило стать нашей первичке «Лучшей профсоюзной организацией 2003 года».