Быть профлидером сегодня сложно, быть профлидером в педагогическом коллективе - вдвойне сложнее. Во-первых, председатель профсоюзной организации должен быть специалистом высокого уровня, профессионалом. Во-вторых, он должен быть хорошим руководителем. Очень важно, чтобы он знал прозводство, знал людей. А профсоюзной деятельности его необходимо учить. Без отлаженной системы обучения и повышения квалификации добиться укрепления кадрового состава невозможно - это аксиома. В нашем районе уже на протяжении многих лет проводится ежемесячная учеба профактива по различным направлениям работы. Программа утверждается президиумом СПО в начале каждого учебного года. Темы занятий определяются спецификой работы педагогов, проблемами, возникающими перед работниками учреждений образования, результатами опросов председателей. Изменения в социально-экономической, финансовой, бюджетной политике, принятие новых законов, нормативно-правовых актов также находят отражение в тематике занятий. Так, например, в 2002-2003 учебном году рассматривались следующие вопросы:

1. Нормативно-правовая база деятельности профсоюза.

2. Государственные льготы и социальные гарантии учителям и другим работникам образования.

3. Основы пенсионного законодательства РФ.

4. Финансовая деятельность профсоюзного комитета в свете Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

5. Использование бюджета по государственному социальному страхованию.

6. Роль профкома в подготовке и проведении аттестации педагогических кадров.

При проведении занятий используются различные формы обучения: лекции, семинары, «круглые столы», консультации специалистов.

В марте 2003 года на базе республиканского учебно-исследовательского центра Федерации профсоюзов РТ 62 председателя первичек прошли трехдневное обучение по актуальным вопросам профсоюзной деятельности.

Для обобщения и распространения передового опыта в районе созданы базовые профсоюзные комитеты, которые осуществляют консультативную и методическую помощь по определенным направлениям. Например, профсоюзные организации школ №34, 64, ДОУ №294, центра внешкольной работы являются базовыми по охране труда, профкомы школ № 20 и 133 - по работе с ветеранами, школы №55 и ДОУ № 174 - по ведению номенклатуры дел, гимназии №2 - по профилактике заболеваемости и оздоровлению сотрудников.

Для вновь избранных председателей первичек организуются индивидуальные консультации.

С 2002 года в президиуме СПО утвердилась интересная форма работы, которую мы позаимствовали у наших учебных заведений. Это кураторство и наставничество. Каждый член президиума имеет на своем попечении 10-12 профсоюзных организаций, с которыми вплотную работает. Не нужно говорить о том, что из 85 председателей профкомов, сидящих на совещании, не все одинаково понимают обсуждаемые вопросы. Переспросить не всегда удобно. Теперь же они знают, что любой вопрос или проблему, которые у них возникают по работе, можно и нужно обсудить со своим наставником. Кураторство предполагает и обязательное посещение первичек.

Особое внимание районный совет уделяет подготовке методических пособий. Так, для всех организаций были составлены следующие сборники:

1) правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию;

2) что следует знать об увольнении с работы и ведении трудовых книжек;

3) рекомендации по организации и проведению профсоюзным комитетом контроля за выполнением законодательства о труде.

Большое подспорье в информационном обеспечении первичек оказывают бюллетени республиканского комитета профсоюза. Все организации обеспечены текстами Трудового кодекса РФ, Соглашения между республиканским комитетом профсоюза и министерством образования РТ на 2001-2003 гг., материалами по аттестации работников образования, сборником нормативно-правовых актов «Порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости», макетом коллективного договора общеобразовательного учреждения.

С января 2003 года 100% первичек подписаны на «Мой профсоюз». Отрадно отметить, что отраслевая газета востребована не только профактивом, но и руководителями учреждений образования.

После вступления в силу нового Трудового кодекса РФ роль и значение коллективного договора значительно возрастают. На сегодняшний день в нашем районе колдоговоры приняты во всех учреждениях образования. Наступило время работать над их совершенствованием. Для этого необходимо несколько условий, среди которых можно особо выделить два: развитость правовой культуры членов профсоюза и детальную информированность руководства о проблемах в организации.

Уже нормой стали совместные совещания руководителей учреждений образования и профсоюзного актива. Они помогают избежать разногласий. Вопросы могут быть самыми разнообразными:

- аттестация педагогических кадров;

- изучение и обсуждение основных положений Трудового кодекса;

- анализ работы с ветеранскими организациями и т.д.

Третий год в районе подводятся итоги конкурса на лучшую профсоюзную организацию. Сегодня уже можно говорить о его уникальности, которая заключается в неограниченном количестве номинаций и органичном сочетании всех направлений работы.

Положение о конкурсе принимается ежегодно на пленуме СПО. В прошедшем учебном году он был приурочен к 30-летию Московского района Казани, поэтому подготовка проходила особенно тщательно. Каждый профком представил фотогазету «Профсоюзная организация в лицах», тематические папки по отдельным направлениям работы и свою визитную карточку.

Что конкретно дал конкурс? Давайте проанализируем итоги по каждой номинации.

«Организационно-массовая и информационная работа». В каждой организации систематизирована локальная нормативно-правовая база деятельности профсоюза. В отдельной папке собраны: социальный паспорт коллектива, Положение о первичной организации, коллективный договор с приложениями, правила внутреннего трудового распорядка учреждения, план работы профкома, статотчет и т.д. Все документы утверждены и зарегистрированы.

Заканчивается большая работа по обновлению профсоюзных билетов. Отрадно отметить, что авторитет профсоюза достаточно высок. В его рядах сегодня остаются 98,9% всех работников учреждений образования района.

«Охрана труда». Во всех организациях своими силами проведена аттестация рабочих мест, установлены доплаты за работу с неблагоприятными условиями труда. В ДОУ № 207 и в гимназии № 9 за счет средств Фонда социального страхования проведена аттестация 12 рабочих мест специалистами Государственной инспекции по труду РТ. Две организации стали победителями республиканского отраслевого конкурса по охране труда.

«Работа с ветеранами». Всего на учете 902 ветерана. Выстроилась стройная схема работы. Главная цель - дойти до каждого, не забыть. Создан клуб общения для эксруководителей образовательных учреждений района, заседания которого проходят на базе различных школ.

Есть успехи и в номинации «Организация досуга и сохранение традиций». В районе формируется банк данных по внедрению новых форм досуговой работы. И тут, как ни странно, мы вспомнили хорошо забытое старое: читательские конференции, встречи с интересными людьми, культпоходы и т.д.

«Работа по профилактике заболеваний и оздоровлению сотрудников». В образовательных учреждениях района здоровью учителей уделяется большое внимание. Ежегодно проводится спартакиада работников образования по 6-7 видам спорта. Количество участников из года в год увеличивается, о себе заявляют все новые и новые команды. В 9 школах из 23 начали работать группы здоровья, причем не от случая к случаю, а постоянно. В некоторых учреждениях работают лектории, широко внедряются в повседневную практику фитотерапия, массаж. Разрабатываются свои программы по оздоровлению. Проводится диагностика заболеваний.

Еще одну номинацию жюри условно обозначило так: «Работа с кадрами». Сколько основных работников работают в учреждении образования? Какой процент из них имеет категорию? Сколько участников и победителей профессиональных конкурсов? Сколько кабинетов соответствует современным требованиям? Какие формы морального и материального стимулирования используются в работе с педагогами? На эти и многие другие вопросы отвечали руководитель учреждения и председатель профорганизации - социальные партнеры. Но главный критерий при определении победителя - конечно же, работа по сохранению своих кадров.

При подведении итогов подготовки школ к новому учебному году «родилась» новая конкурсная номинация «Создание благоприятных условий труда и отдыха работников». На этот раз мы посмотрели только несколько позиций - учительские, комнаты психологической разгрузки, места приема пищи, раздевалки. После этого учительские 9 образовательных учреждений было просто не узнать!

Все номинанты получили грамоты СПО и ценные подарки, а в финале праздника были названы пять лучших профсоюзных организаций. Они награждены денежными премиями в размере 5 и 10 тысяч рублей.

Таким образом, в районе сложилась определенная система работы с первичными профсоюзными организациями. Вместе с тем в деятельности СПО есть резервы и неиспользованные возможности. Требует дальнейшего совершенствования работа по обучению профактива, улучшению исполнительской дисциплины, мотивации профсоюзного членства, созданию районного информационно-методического центра и т.д.

Наступивший год - год отчетов и выборов. И мы будем предметно заниматься этим вопросом, подводить итоги лишь по одной номинации - «Организационно-массовая и информационная работа». Будем оценивать оформление профсоюзных уголков, ведение протокольного хозяйства, планирование работы, рассматривать вопросы обучения и информирования членов профсоюза, организации подписки на профиздания, рационального использования профбюджета, искать интересные формы социального партнерства. Одним словом, потихоньку наводить порядок в своем доме, чтобы всем в нем было комфортно и надежно.

Т.Н.САДРЕЕВА, председатель Совета профсоюзных организаций работников учреждений образования Московского района г.Казани, член президиума республиканского комитета профсоюза