Одним из главных средств в этом воспитании стал предмет «Граждановедение». Он учит ребенка быть настоящим гражданином, знающим свои права и обязанности и умеющим воспользоваться своими знаниями как в свою пользу, так и в пользу общества, в котором он живет. Этот предмет учит нас всему тому, что должно быть свойственно гражданину демократического и цивилизованного государства.

Казалось бы, что после того как десять лет назад граждановедение стали преподавать в наших школах, не должно было остаться никого, кто поддерживал бы старую тоталитарную систему управления государством, однако этого не произошло. В Москве и других российских городах по-прежнему проводятся демонстрации в духе холодной войны, осуждающие «кровожадных» империалистов, жаждущих завоевать весь мир. Коммунисты, так же, как и раньше, устраивают митинги в честь дня рождения таких тиранов, как Ленин и Сталин, и, что самое главное, в рядах этих людей, частично отчаявшихся, частично находящихся под воздействием бывшей советской пропаганды, встречаются подростки и молодежь. Возникает вопрос: почему дети, выросшие в благополучных семьях, вдали от сталинских репрессий и советского влияния, становятся такими же рабами советской идеологии, как их деды и прадеды? Одной из причин этого, как ни странно, оказалось неправильное преподавание граждановедения, трактовка во многих школах нашей страны.

Действительно, с тех пор как мы изменили государственный флаг, герб, Конституцию, гимн, школьную программу, то есть сделали все, чтобы стать свободной страной, не имеющей ничего общего со своим недавним прошлым, мы забыли, что во многих школах России остались учителя, мировоззрение которых сформировалось при старом режиме. Они остались верны тем же самым тоталитарным идеям, что и во времена СССР. Однако не это самое страшное. Пусть они верят в своих вождей и в «правое дело коммунизма». В конце концов у нас свободная страна, и делать им это никто не запрещает. Но самым страшным является то, что эти педагоги не могут преподавать такой предмет, как граждановедение, потому что сама фраза «права человека» кажется им чем-то вызывающим, отдающим чем-то западным и соответственно враждебным. Им хотелось бы жить как в «старые, добрые» времена: когда они, как стадо послушных овец, слушали, что им говорят, и не знали, что существует такое понятие, как «собственная точка зрения», когда их, не спрашивая, гоняли на всевозможные субботники, в то время как их друзья и знакомые сидели в гулагах, наконец, в те «добрые времена», когда никто из них не мог открыто критиковать представителей власти, высказать свое несогласие с политикой партии и правительства.

Они, ощущающие себя несвободными, не могут научить детей быть свободными и пользоваться этой свободой. А учат они ребят быть послушным стадом, прощающим государству все его ошибки и понимающим только такой язык, как «палка». В результате такого воспитания (если, конечно, родители ребенка не контролируют его или если ребенок сам не поддается дурному влиянию) из невинных детей, сидящих за школьными партами, вырастают молодые просоветски настроенные радикалы, которые вполне могут стать учителями и обучать детей тому, чему они были ранее научены. Получается замкнутый круг.

Опять возникает вопрос: как этого не допустить? Ответ прост: тем же самым оружием, которое доселе использовалось против нас, - пропагандой. В данной ситуации в качестве пропаганды свободы и демократии выступает граждановедение. Но чтобы оно правильно преподавалось, нужно создавать образовательные учреждения, где бы воспитывались молодые, независимые специалисты. Однако нельзя полагаться лишь на усилия взрослых. Школьникам необходимо создавать всевозможные кружки единомышленников, выпускать различные газеты и журналы, публично отстаивать свои права, будь то сверстники или учителя, т.е. делать все, чтобы быть активным, со своим собственным мнением, членом общества.

Мне кажется, что если мы будем помнить о той страшной стране, где угнетали наших дедов и прадедов, и о той драгоценной свободе, которую обрели, то не повторим вчерашних ошибок и сможем смело войти и занять достойное место в международном сообществе, как совершенно новое государство, которое могло бы гарантировать своим гражданам свободу и обеспечение их прав, государство, которое не имело бы ничего общего с той Россией, которая была прежде. Граждановедение является одной из главных ступеней в этом воспитании, поэтому за ним нужно следить и использовать на благо общества.

Василий ЛЬВОВ, ученик 8-го класса

Москва