- Очень тяжело далось принятие коллективного договора в сентябре 2002 года. Два месяца профком вел переговоры с администрацией, неоднократно заседали комиссии. В результате был определен надтарифный фонд: все работники школы-интерната получили надбавку к заработной плате за интенсивность и сложность труда, за выполнение работы, не входящей в круг прямых служебных обязанностей.

Однако вскоре выяснилось, что руководство школы не собирается выполнять условия коллективного договора. Волевым решением администрации в феврале 2003 года надтарифный фонд был уменьшен с 20-25% до 8%, что особенно больно ударило по работникам обслуживающего персонала, которые вместо тысячи рублей стали получать всего 600.

В течение года было проведено 4 заседания комиссии, 11 заседаний профкома, в ходе которых мы отстаивали права работников, пытаясь доказать администрации, что кроме тарифного фонда существует надтарифный, а фонд экономии заработной платы - это совсем другое.

Профком вынужден был обратиться в крайком профсоюза, комитеты по образованию и труду администрации края. Немало сил приложила к решению этого вопроса председатель Алейской территориальной организации профсоюза В.И.Земзюлина. Это настоящий профсоюзный лидер, у которого можно научиться многому: выдержке, мудрости, человеческому взаимопониманию. Но, к великому сожалению, руководители зачастую умалчивают истинные цели неожиданных «преобразований». Поэтому причины исчезновения денег до сих пор не выяснены. Вероятно, в будущем с решением подобных вопросов придется обращаться в судебные органы. Отрадно одно - в результате всех разбирательств и поисков 13 мая 2003 года мы получили следующий ответ: «Дополнительно сообщаем, что в адрес администрации города Алейска направлена рекомендация об увеличении размера сметных ассигнований школы-интерната на 2004 год с учетом рекомендации краевого (регионального) и отраслевого соглашений об установлении величины надтарифного фонда в размере не ниже 25% фонда оплаты труда. В комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике направлена просьба об увеличении бюджета на 2004 год». Подписали ответ председатель комитета по образованию С.А. Химочка и председатель комитета администрации края по труду А.К. Мишин.

По согласованию с администрацией школы (к тому же это определено официальными документами и краевым соглашением) надтарифный фонд будет распределяться в виде доплат и надбавок педагогам. Что касается работников обслуживающего персонала, то им, как было предусмотрено и раньше, должны выплачиваться стимулирующие доплаты из фонда экономии заработной платы.

Однако на сегодняшний день работники ни разу не получали этих доплат, поскольку не ясно, как за последние 9 месяцев распределялся фонд экономии. Председатель городского объединения профсоюзов В.И. Земзюлина дважды обращалась к администрации школы-интерната с запросом, но компетентного ответа не получила. В ответе указано, что фонд экономии составил за 9 месяцев 44599 рублей, выплачено 28811 рублей. Остается невыясненным, как использованы эти деньги. Почему их распределяет не комиссия, утвержденная коллективным договором, а один-два человека?

В течение года профком настойчиво добивался от администрации введения расчетных листков, которые должны выдаваться работнику на руки в день заработной платы. И вот в ноябре нам пообещали выдать эти листки, теперь каждый работник сможет проверить правильность начисления заработной платы за месяц.

На IV пленуме ЦК профсоюза в марте 2003 года Галина Ивановна Меркулова призывала уменьшать долю профсоюзных расходов на проведение различных праздников и соревнований, чтобы больше денег оставалось на реализацию главной - защитной функции профсоюза. А для финансирования культурных и спортивных мероприятий пленум рекомендовал привлекать дополнительные источники, в том числе средства работодателей.

Наша администрация упорно отказывается включить подобный пункт в коллективный договор, считая это дело ненужным для себя. Но если разобраться, то почему бы не организовать поездку на природу, основываясь на долевом участии - администрация и профсоюз, а не собирать деньги с людей на бензин и другие нужды? При нашей заработной плате для многих это очень накладно. Да и членам коллектива было бы приятно осознавать, что администрация действительно заботится обо всех работниках одинаково, а не избирательно.

Руководство нашей школы действует по принципу «разделяй и властвуй». Оно горячо приветствует тех, кто вышел из профсоюза, а те, кто по другую сторону «баррикад», находятся «под колпаком».

Коллектив лихорадит вот уже 5 лет. Бывший директор В.А. Скопинцев вызывал учителей к себе в кабинет и спрашивал: «Вы с нами или против нас?». Сегодня на педсовете администрация открыто провозглашает: «К черту профсоюз! К черту профком! Едем на природу!» Мне, как председателю первички, не раз указывалось на численность профорганизации: «У нас в коллективе уже 50 на 50! Ну прямо как в рекламе!» А на профсоюзном собрании радостно звучит сообщение - «уже не 42 человека, а 38», т.е. подсчет голосов идет постоянно. И как бы в завершение всего подводится окончательный итог: «Половина работников у директора, половина в профсоюзе». Вот, оказывается, к чему сводится наша деятельность.

К великому сожалению, администрация школы-интерната не считает обязательным руководствоваться ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми документами. Можно, например, незаконно удержать деньги с педагогов за обучение на дому больных детей и не поставить никого в известность. Можно, игнорируя краевое соглашение, отменить выплаты из надтарифного фонда и, в частности, 30-процентную надбавку медицинским работникам за непрерывный стаж, а потом как бы между прочим вернуть их. Не считаясь с мнением профкома и желанием работника, администрация безоговорочно всех отправляет в очередной отпуск в один день, объясняя это тем, что бухгалтерии так удобнее начислять отпускные...

Но как бы ни было трудно, профком продолжает защищать социально-экономические интересы учителей. Каждой первичке, на мой взгляд, следует настаивать на реализации буквы закона. Нужны конкретные шаги. А если отмалчиваться и ждать, что кто-то будет бороться за нас, ничего не выйдет. Наша задача - объединяться, быть грамотными, умело отстаивать свои права и интересы.

З.М. ДЬЯЧУК,председатель первичной профорганизации коррекционной

школы-интерната г.Алейска, Алтайский край