Федеральный закон

от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»

Статья 1. Внести в законодательные акты Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

1. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.150; 2002, №№26, ст.2517; 2003, № 2, ст.163):

• статью 28 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования»;

• в статье 29:

• подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) осуществление федеральной политики в области образования»;

• дополнить подпунктами 5.1 и 6.1 следующего содержания:

«5.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;

6.1) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов)»;

• в статье 31:

• абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

• «реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.»

2. В подпункте 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст.3506; 1997, № 12, ст.1378) слово «основного» исключить.

3. Пункт 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3823; 2000, № 32, ст.3339) дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

• «обеспечение получения общего образования;».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

О реализации

Федерального закона

от 07.07.2003 № 123-ФЗ

В связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» Минобразованием России и Минфином России подготовлены и направляются для руководства в работе по формированию бюджета 2004 года Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, в которые внесены уточнения по методике расчета субвенций с учетом поступивших предложений.

Первый заместитель

министра образования Российской Федерации

Г.А. Балыхин

№ 20-51-2839/20-01 от 18.09.03

Первый заместитель министра финансов

Российской Федерации

С.Ю. Вязалов

№ 10-02-08 от 07.10.03

Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

2. Размер субвенции местному бюджету на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - субвенции) рассчитывается по следующей формуле:

Si = Ri • Hi,

где Si - объем субвенции для i-ro муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

Ri - норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных учреждений для i-ro муниципального образования;

Hi - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, финансируемых из бюджета i-ro муниципального образования.

3. Значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования могут корректироваться, исходя из объективных различий в уровне расходов по отдельным муниципальным образованиям с учетом климатических, географических, демографических, социальных условий. Принятие в расчет факторов, характеризующих уровень доходов бюджетов муниципальных образований, не допускается. Значения указанных нормативов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующей формуле:

Ri = (а1 • Dri + а2 • Dkci + а3 • Dei) • Kzi,

где a1, a2, а3 - значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося, проживающего соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах, на соответствующий финансовый год.

Dr, Dkci, Dei - удельный вес учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах i-ro муниципального образования, в общей численности учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих в i-м муниципальном образовании;

Kzi - районный коэффициент к заработной плате (включая районные надбавки, без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для

i-ro муниципального образования нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ.

4. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию, и проч.).

5. Значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (а1, а2, а3) определяются по следующей формуле:

а = ФОТ + К + Уч,

где а - норматив для расчета субвенций;

ФОТ - фонд оплаты труда в расчете на одного учащегося;

К - компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию в расчете на одного учащегося;

Уч - обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (учебные расходы) в расчете на одного учащегося.

Фонд оплаты труда (ФОТ) формируется исходя из:

• среднего разряда ETC по каждой группе персонала (административному, педагогическому, учебно-вспомогательному, обслуживающему),

• тарифной части оплаты труда (тарифные ставки с учетом их повышений за условия и режим работы),

• надтарифной части оплаты труда (доплаты и надбавки за выполнение функций, не входящих в круг прямых обязанностей работника, за качество, интенсивность труда и проч.) с учетом доплат и надбавок, установленных органами государственной власти субъектов РФ,

• с учетом аттестации педагогических работников и повышения разрядов по оплате труда в течение года,

• начислений на заработную плату.

Для определения величины учебных расходов (Уч) следует установить экономический норматив на указанные расходы (Уч) в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций (а), равному 100 процентам.

Основой формирования экономического норматива являются сложившиеся средние соотношения расходов, составляющих структуру норматива, и ежегодное постепенное увеличение доли учебных расходов.

Например, за отчетный год сложилась следующая структура норматива для расчета субвенций:

а = 4537 рублей, или 100%,

ФОТ + К = 4256 рублей, или 93,8%,

Уч = 281 рубль, или 6,2%.

При расчете норматива (а) на следующий финансовый год учебные расходы (Уч) предусматриваются в процентном отношении не ниже уровня текущего года (6,2%).

6. К городским населенным пунктам относятся города, поселки городского типа и рабочие поселки;

• к крупным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты с численностью населения, превышающей 3000 человек, либо иной более высокий уровень, установленный органами исполнительной власти субъектов РФ;

• к иным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты, не отнесенные к крупным сельским населенным пунктам.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может не выделять категорию крупных сельских населенных пунктов. В этом случае при определении минимального значения норматива используется рекомендуемое минимальное значение норматива на одного обучающегося, проживающего в иных сельских населенных пунктах.

7. В случае, если в состав муниципального образования входят населенные пункты (территории) с различными значениями районных коэффициентов к заработной плате, среднее для данного муниципального образования значение районного коэффициента к заработной плате (без учета надбавок к заработной плате для сельской местности) рассчитывается по формуле:

j

Kzi = УУ (Kzij • Nij / Ni)

j=1

где Kzij - районный коэффициент к заработной плате (без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для j-ro населенного пункта (территории), входящего в состав i-ro муниципального образования, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

Nij - численность населения j-ro населенного пункта (территории), входящего в состав i-ro муниципального образования;

Ni - численность населения i-ro муниципального образования;

8. При расчете субвенций используются данные Госкомстата России и органов управления образованием, сверенные в установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядке с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

9. Методика и расчеты субвенций, в том числе обоснования (расчеты) нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям, вносятся в представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации в составе материалов к проекту закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

10. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в т.ч. для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.).

Исполнители:

от Минфина России Шавина Т.В., тел. 298-95-51;

от Минобразования России Максимова Н.В., тел.237-77-84