Совещание было посвящено проблемам модернизации, и поэтому одной из главных его тем стал единый госэкзамен. Если в 2003 году в эксперименте принимали участие 47 регионов и более 700 тысяч выпускников школ, то в 2004-м в нем будут участвовать уже 64 субъекта РФ и более 900 тысяч школьников. Причем большинство из них будут сдавать не по одному экзамену, а по двум-трем.

Также в 2004 году Минобразование намечает реализовать несколько крупных проектов. Один из них связан со «Школой здоровья». В рамках этой программы в каждом федеральном округе планируется открытие университета, который будет принимать слепых и глухих детей, а также создание сети из 21 профессионального училища (по три в каждом федеральном округе) для ребят с отклонениями в развитии.

В рамках министерства создана центральная библиотека образовательных ресурсов, которая в большей степени сориентирована на систему высшей школы. По словам заместителя министра образования Елены Чепурных, в скором времени появятся около 20 тысяч учебников и пособий по новым предметам, пользоваться которыми смогут не только вузы, учреждения НПО и СПО, но и ученики профильной школы. Для того чтобы обеспечить деятельность этой библиотеки, внесены изменения в Закон «Об авторском праве», и вскоре всеми электронными пособиями, определенными федеральным перечнем учебной литературы, можно будет пользоваться бесплатно.

Участники совещания рассмотрели также экономические проблемы образования. Ефим Коган из Самары, Владимир Шишмарев из Красноярска и Владимир Аверкин из Великого Новгорода предложили решить проблему экономии бюджетных средств при помощи ресурсосберегающих технологий. Первый замминистра образования Виктор Болотов поддержал их инициативу и пообещал создать рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом.

В повестке дня было также обсуждение предложений Минобразования по отраслевой системе оплаты труда и особенностей перехода учреждений НПО на региональный уровень, подведение итогов эксперимента в дошкольных учреждениях. Говорили о многом: о нормативах, которые получаются разными по типам и видам образовательных учреждений, о том, что ЕГЭ требует дополнительных расходов. О возможной экономии: бывает, в одной области 3 из 5 школ - это лицеи и гимназии для одаренных. В них учатся дети обеспеченных родителей, а финансируются они так же, как учреждения дополнительного образования. О том, что начальная военная подготовка может быть введена в школах, но не за счет бюджета Минобразования, ибо один выстрел из автомата стоит комплекта учебников.

Михаил БОНДАРЕВ, Ирина ДЕМИНА