ОХРАНА ТРУДА

Нормы о медицинском освидетельствовании при заключении трудового договора содержатся прежде всего в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Так, статья 69 кодекса «Медицинское освидетельствование при заключении трудового договора» устанавливает, что обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 34 «Обязательные медицинские осмотры» определяет:

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

В случае необходимости на основании предложений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.

Временные перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов и перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утверждены приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90.

Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников утверждено приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 405.

В статье 19 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. № 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области» определено:

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры для определения пригодности их к работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, детских, общеобразовательных учреждений, а также некоторых других организаций, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязательные медицинские осмотры работников производятся за счет средств работодателя. Без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.

В соответствии с коллективными договорами и с согласия работника могут проводиться дополнительные медицинские осмотры по договору с лечебно-профилактической организацией.

В случае необходимости по решению правительства Московской области или органов местного самоуправления Московской области на основании предложений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Московской области в отдельных организациях и их структурных подразделениях могут в соответствии с законодательством Российской Федерации вводиться дополнительные требования к проведению медицинских осмотров.

Закон г. Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве», в статье 5, содержит норму о том, что работник имеет право на проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

ОПЛАТА ТРУДА

Населенный пункт, в котором расположена наша школа, имеет статус сельской местности. Учебное заведение построено в 1937 году, не имеет бытовых коммуникаций, т.е. водопровода и канализации.

Нормативными актами, регулирующими систему оплаты труда работников образовательных учреждений, предусмотрены компенсационные доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

1. За работу в сельской местности в размере 25% к окладу специалистов образования,

2. За работу в учреждениях, не имеющих бытовых коммуникаций, в размере 10% оклада всем работникам образования.

По мнению бухгалтерии, данные виды доплат относятся к категории повышающих ставки и оклады и начисляются суммарно, т.е. в размере 35% оклада.

Мнение руководства школы иное: доплата специалистам за работу в сельской местности относится к повышающим оклад на 25% (подразумеваются и работа, и условия проживания в сельской местности), а 10%-я доплата за работу в учреждениях, не имеющих бытовых коммуникаций, отражает условия труда в самом учреждении, значит, и начисление ее следует производить от повышенного на 25% оклада.

Просим дать разъяснение по данному вопросу.

Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г.

№ 438-1 «О социальном развитии села» (с изменениями от 28 апреля 1993 г.) в статье 22 предписывает: установить специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. Следовательно, установленная законом доплата специалистам за работу в сельской местности относится к повышающим оклад на 25 процентов.

Доплата за работу в учреждениях, не имеющих бытовых коммуникаций, отражает условия труда в самом учреждении, соответственно ее начисление следует производить от повышенного на 25% оклада (тарифной ставки).

ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ

В период с августа 1989-го по январь 1991 года место, где я работал учителем, именовалось средняя школа - факультет №96 ВПИ (Воронежский политехнический институт). По договору с институтом выпускники школы поступали на первый курс по итогам выпускных экзаменов. Этот период работы Пенсионный фонд не засчитывает в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В январе 1991 г. школа была переименована в политехнический лицей №1. Разъясните, правомерен ли отказ пенсионных органов?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, которое издано в целях реализации ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости. В Список учреждений, утвержденный этим постановлением, включены «школы всех наименований», в связи с чем время работы в школе-гимназии и в школе-лицее должно включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Кроме того, средняя школа - факультет №96 ВПИ, школы-гимназии и школы-лицеи до получения этих ненормативных наименований назывались школами, и учителя, работавшие в них, имели право на пенсию за выслугу лет (ныне досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

Педагогические работники образовательных учреждений не должны страдать из-за того, что по субъективным причинам в их трудовых книжках, в приказах значатся неправильные (ненормативные) наименования должностей и учреждений, в которых они работали или работают.

Считая необоснованным и незаконным отказ органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, Вы можете обжаловать его в суд. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Для сведения сообщаем, что судебная практика свидетельствует о том, что суды, рассматривая аналогичные вопросы, принимают решения, как правило, в пользу педагогических работников образовательных учреждений.

Первые логопедические пункты открывались при РОНО, и лишь сравнительно недавно они стали открываться в школе. А я работала учителем-логопедом в 1982-1984 годах. Логопункт находился при Яшалтинской школе, но я еще обслуживала другие школы и детсады района. Теперь этот период времени мне не засчитывают в досрочную пенсию по старости, мотивируя тем, что в трудовой книжке стоит запись: «Работала учителем-логопедом при РОНО». Неужели это правильно?

Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости. В Список учреждений, утвержденный этим постановлением, такие учреждения, как районные отделы образования, не включены. Несмотря на то, что учителя-логопеды работали непосредственно с детьми в школах, местом их работы был районный отдел образования. Именно здесь работодатель выплачивал им заработную плату, издавал обязательные для работников приказы и т.д. В связи с изложенным, по указанным основаниям в досрочном назначении пенсии было отказано. Однако, считая свои права нарушенными, Вы в любом случае имеете право обратиться в суд за их защитой.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ устанавливает: «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Отказ от права на обращение в суд недействителен».

ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Правомерны ли действия работников Пенсионного фонда, отказавших мне в льготной пенсии по выслуге лет, если у меня в школе только 8 часов ОБЖ и 10 часов физкультуры, хотя в трудовой книжке стоит запись «Принят на работу на должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности»?

По моему вопросу делался запрос в областное отделение Пенсионного фонда. В своем письме от 26.03.2003 г. № 23/1307 отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области сообщает: «Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды работы, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Работа в должности преподавателя-организатора ОБЖ с педагогической нагрузкой 8 часов в неделю (при норме - 36 часов) и учителя физкультуры с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю (при норме - 18 часов) не может быть засчитана в специальный стаж, поскольку суммарная норма рабочего времени за ставку заработной платы в данном случае не выполняется: 8 ч./36 ч. + 10ч./18 ч. = 0,22 ставки + 0,56 ставки = 0,78 ставки».

Считаю, что ответ, полученный из отделения Пенсионного фонда неправильный, он ущемляет мои права.

В соответствии с приказом Минобразования РФ и ГКЧС РФ от 16.03.93 №66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях» (пункт 4.1) установлено, что преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).

При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.

Из этого следует, что работники органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, неправильно рассчитывают вам выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности «Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)», определенной постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) установлены следующие должностные обязанности. Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки. Способствует формированию общей культуры личности. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные занятия, прикладную физическую подготовку (в объеме 9 часов в неделю; 360 часов год). Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения. Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возрастов для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) учреждения. Организует занятия по ГО с работниками учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит практические занятия и тренировки по действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.

Таким образом, работа в должности «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности» включает в себя кроме непосредственно преподавательской работы в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год) еще и значительное количество иных обязанностей.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» определяет, что педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается следующая продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

При этом в сноске (1) указанного постановления указано: «Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке».

Считая необоснованным и незаконным отказ органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, вы можете обжаловать его в суд.

ОТПУСК

Я работаю педагогом-психологом в средней школе. В связи с болезнью ребенка я вынуждена находиться рядом с ним в медицинском учреждении г. Москвы. На работе мне предоставили отпуск без сохранения заработной платы. Однако директор школы считает, что продолжительность такого отпуска не может превышать 14 дней. Разъясните, пожалуйста, ограничены ли законом продолжительность отпуска без сохранения заработной платы и количество таких отпусков в календарном году?

В соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

• участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

• работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

• родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

• работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

• работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;

• в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Таким образом, продолжительность отпуска без сохранения заработной платы и количество таких отпусков Кодексом не ограничено. Продолжительность отпусков без сохранения заработной платы и их количество определяются соглашением между работником и работодателем (если их продолжительность не определена коллективным договором).

При этом необходимо помнить, что время предоставленных отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (часть 2 статьи 121 Трудового кодекса РФ).

Предоставление отпуска без сохранения заработной платы оформляется письменным заявлением работника и приказом (распоряжением) работодателя, в котором следует указать причину, продолжительность, даты ухода работника в отпуск и последнего дня этого отпуска.

Отпуска без сохранения заработной платы предоставляются по различным основаниям и имеют разное целевое назначение. Во время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется место работы (должность).

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его пребывания в отпуске (ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Получив отпуск без сохранения заработной платы, работник может в любой день прервать его и выйти на работу, предупредив об этом работодателя.

Условно указанные отпуска без сохранения заработной платы можно разделить на те, которые работодатель может предоставить работнику, и отпуска, которые он предоставить обязан.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем и законом не ограничена.

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

Каким нормативным актом определяется в настоящее время порядок заполнения трудовых книжек? Действует ли Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях от 20 июня 1974 года?

Министерством труда и социального развития Российской Федерации издано постановление от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек». Указанное постановление зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 11 ноября 2003 г., регистрационный № 5219.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановило утвердить Инструкцию по заполнению трудовых книжек, а также форму приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и форму книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Устанавливается порядок заполнения сведений о работнике и о работе, о награждении, об увольнении (прекращении трудового договора).

Признаны не действующими на территории Российской Федерации:

Постановление Госкомтруда от 20 июня 1974 г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях»;

Постановление Госкомтруда СССР от 2 августа 1985 г. № 252 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденную Постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. № 162»;

Постановление Госкомтруда СССР от 31 марта 1987 г. № 201 «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях»;

пункт 2 Постановления Госкомтруда СССР от 15 августа 1990 г. № 332 «О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления Госкомтруда по вопросам совместительства»;

Постановление Госкомтруда СССР от 19 октября 1990 г. № 412 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденную Постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. № 162 (в редакции Постановления Госкомтруда СССР от 2 августа 1985 г. № 252)».

ЛЬГОТЫ

Какие льготы имеют педагоги дополнительного образования, живущие и работающие в сельской местности?

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам дополнительного образования, живущим и работающим в сельской местности.

Ведущий рубрики - Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза