Проблема: урезанный стаж

В основном эти обращения связаны с отказами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении пенсии или прекращением ее выплаты по следующим основаниям: из-за ненормативного наименования должности или образовательного учреждения; в связи с необоснованным исключением из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, отдельных периодов трудовой деятельности работника.

Так, по-прежнему продолжаются отказы в досрочном назначении трудовой пенсии по старости воспитателям группы продленного дня, музыкальным руководителям детских садов, воспитателям детского сада в колхозе, отказы из-за отсутствия статуса юридического лица у образовательного учреждения и др.

Решение: аргументы и факты

В последнее время появились случаи отказа работникам в назначении или даже прекращения выплаты уже назначенной пенсии из-за того, что при исчислении стажа, дающего право на такую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, исключают периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (предоставленного до 06.10.92 г.), периоды обучения работников на курсах повышения квалификации, нахождения в командировке, дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, а также периоды, связанные с выполнением наряду с работой в должности, включенной в Список должностей, дающий право на эту пенсию, работы в порядке совмещения должностей (например, воспитатель - помощник воспитателя).

Педагогические работники стали обращаться в суд. В результате на местах сформировалась судебная практика рассмотрения дел этой категории.

Аргументы в пользу матерей

Несмотря на то что судебная правоприменительная практика должна быть единообразной, суды по аналогичным делам порой принимают различные решения.

На сегодняшний день есть ряд судебных решений, содержащих отказы в удовлетворении жалоб педагогических работников. Свои доводы об отказе включения периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком суд мотивирует нормами статьи 256 Трудового кодекса РФ, где определено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Но в основном выносятся судебные решения, которые обязывают органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, если этот отпуск был предоставлен до 6 октября 1992 г. При этом суды исходят из следующего.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. Согласно пункту 4 названного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с пунктом 5 этого же постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.

Вместе с тем, согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 г.) женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г. внесено изменение в статью 167 КЗоТ РФ, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Однако согласно письму Минсоцзащиты РФ от 27.11.92 г. №4485/1-35 периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии, если эти периоды зафиксированы до 06.10.92 г. (это дата публикации названного закона, то есть момент его вступления в силу).

В соответствии с п. 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу все того же вышеназванного Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Аргументы в пользу командированных

Служебные командировки и повышение квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Факт: правительство на стороне обиженных

По инициативе Профсоюза работников народного образования и науки РФ от имени профсоюзов работников здравоохранения и образования и соответствующих отраслевых министерств 27.03.2003 Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову направлено письмо №01-50-54ин/32-03 о проблемах досрочного пенсионного обеспечения работников. В письме предлагается внести необходимые изменения и дополнения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 . В частности, предлагается включать в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии, периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (предоставленного до 06.10.92 г.), периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации, нахождения в служебных командировках, дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, периоды выполнения наряду с работой в должности, включенной в Список должностей, дающий право на эту пенсию, работы в порядке совмещения должностей по другой профессии (должности).

По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (от 23.04.2002 г. №АГ-П12-4679) указанное совместное письмо направлено в Минтруда России, Пенсионный фонд РФ, Минобразования России, Минздрав России и Минюст России с просьбой рассмотреть и при необходимости внести в установленном порядке проект решения Правительства РФ по данному вопросу.

Аргументы в пользу частных школ

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в последнее время отказывают педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ссылаясь на норму подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающую, что трудовая пенсия по старости, независимо от возраста, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пятигорская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, представляя интересы члена профсоюза, обратилась в Конституционный Суд РФ с требованием признать несоответствующей ст. 15, ч.2 ст.19, статьям 39 и 55 Конституции РФ норму подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части ограничения права на реализацию досрочного пенсионного обеспечения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями.

Управление конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ проинформировало заявителя о том, что Конституционный Суд Российской Федерации 06.12.2001 г. принял Определение по аналогичному запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в котором сказано, что положения оспариваемых норм не могут применяться иначе, как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 15.04.2002 №15 ст.1496; «Российской газете» № 69 от 17.04.2002 г.).

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

В соответствии со статьями 6 и 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Отсюда следует, что педагог, защищая свое право на пенсию, может обратиться в суд общей юрисдикции.

Факт: профсоюз вам поможет

В целях обобщения и анализа судебной практики по делам, связанным с вопросами применения пенсионного законодательства, а также по другим делам, связанным с защитой прав работников, убедительно просим все территориальные организации профсоюза направлять в ЦК Профсоюза копии судебных решений. Это позволит нам сделать информацию из различных регионов о состоявшихся судебных решениях в пользу работников отрасли общедоступной. Информированность работников о действующем законодательстве, проблемах правоприменения, судебной практике, действиях профсоюза по защите прав учителей сегодня очень важна.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза