- Мы считаем, что этот ежегодный конкурс очень важен для привлечения внимания общества к проблемам учительства, в частности, к проблемам повышения квалификации и переподготовки педагогов. Профессиональный рост педагогов особенно важен в связи со значительным сокращением их количества, которое собирается провести Министерство образования РФ. Этот конкурс необходим и для того, чтобы привлечь внимание к материальному обеспечению учителей, к Концепции модернизации российского образования, которая реализуется по многим направлениям - и по изменению содержания образования, и по реструктуризации сельской школы, и по введению единого государственного экзамена. Но мы не можем не обратить внимание на то, что только один раздел концепции практически пока не реализуется. Это раздел, связанный с повышением зарплаты педагогов, с доведением ее до уровня средней зарплаты в промышленности. Более того, в 2004 году вообще не предусмотрена индексация зарплаты учителей, это не может нас не тревожить. По статистике, только 6 процентов общего числа учителей составляют молодые специалисты, которые проработали в школе всего 2 года. Это говорит о том, что молодежь, оканчивающая вузы и ссузы, на работу в учебные заведения идет неохотно. 6-7 процентов педагогов остаются в школах пять лет после получения профессии, а потом и они частенько меняют место работы, выбирая то, где им выплачивают достойное вознаграждение. Кадровая проблема - самая важная и острая. Поэтому мы так надеемся на то, что конкурс «Учитель года» поможет обратить внимание общества, государства на положение работников образования.

Общение с учителями на конкурсе помогает нам намечать те задачи, которые нужно решить. Мы по-новому, глубоко вникаем в проблемы, волнующие молодых педагогов, сверяем свои представления о тех сложностях, которые есть, с позициями учителей. Это позволяет нам находить тех лидеров в учительской среде, которые готовы объединять своих коллег, создавать клубы и союзы, обмениваться мнениями и формировать позицию в обществе, профессионально защищать свои права, отстаивать свои социальные интересы. Конкурс дает профессиональному союзу надежду на укрепление его рядов, на то, что с каждым годом будет появляться все больше лидеров, которые приложат максимум усилий для превращения учительской профессии в одну из самых престижных в стране.

Представители профсоюза работали в составе различных номинационных жюри конкурса «Учитель года». Сегодня на страницах нашей газеты они делятся своими впечатлениями.

Зоя ГАЛАЙДА, председатель Пермской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:

- Все конкурсанты, организаторы, представители регионов, которые сопровождали и поддерживали участников, уезжали из Москвы с разными чувствами. Но наверняка, никто из них не сомневается в том, что «Учитель года» - очень полезное и нужное всем нам дело. Неделю мы наблюдали за блеском мысли, профессионализмом, общением тех, кто друг друга понимает с полуслова, тех, кто интегрирует теорию и практику, кто щедро делится опытом со своими коллегами. Педагоги из разных регионов России еще раз укрепили нас в мнении о том, что отечественное образование - это образование наивысшего уровня.

Мне довелось работать в предметном и номинационном жюри, побывать на 40 уроках. Могу сказать, что чувство восхищения не покидало меня все время. Честно говоря, мне трудно было представить, кто будет победителем конкурса, - все были великолепны. Игорь Карачевцев, который в результате все же стал учителем года России-2003, мастерски провел интегрированные уроки истории и риторики. Я сразу подумала о том, насколько высоким будет уровень подготовки учеников той петербургской школы, где он преподает. Марианна Чуйкова очаровала всех своей артистичностью, она работает на пределе творческого озарения. Мне кажется, Марианна Михайловна пробуждает в своих учениках художественный талант, учит их думать, делать нравственный выбор в жизни. А ведь все это - главная задача учителя! Сергей Николаевич Фиц, учитель географии из Кемерова, потряс меня как исследователь. Его ученики делают научные открытия, это им удается потому, что педагог не только учит их делать эти открытия, но и прививает любовь к исследованиям. А сам любит детей, его лицо на уроках светилось умом и добротой.

Наша землячка Ольга Павловна Бобрикова победила в своей номинации. Как волшебница, она открывала гармонию мира, помогала ребятам почувствовать, что такое настоящее искусство. Постигая секреты изодизайна, ее ученики поднимались на вершину творчества. И не только. Они учились понимать красоту всей душой, что, согласитесь, так важно в наш технократический век. Так жаль, что я не могу перечислить всех участников, каждый из них достоин восторженного рассказа. Среди 80 финалистов конкурса из разных регионов страны преобладали молодые люди до 40 лет, значит, у нашего образования есть будущее, и оно прекрасно.

Мне понравилось, что молодые учителя постоянно общались с теми, кто стал победителем конкурса в прошлые годы. Творческие встречи с Михаилом Нянковским, Олегом Парамоновым, Игорем Смирновым, Александром Глозманом, Алексеем Крыловым, Екатериной Филипповой и другими выдающимися педагогами существенно обогатили молодых учителей.

Как профсоюзный лидер, я радовалась, что участники конкурса обсуждали не только чисто педагогические проблемы. Но мне кажется, что в будущем необходимо вести в рамках конкурса серьезный разговор и о положении образования в стране, и о материальном обеспечении учителя, и о защите его прав. Конечно, ЦК профсоюза приложил максимум усилий для того, чтобы такое обсуждение состоялось. Председатель профсоюза Галина Ивановна Меркулова не только встретилась с конкурсантами, не только ответила на их вопросы, но и постаралась выяснить их позиции по самым острым проблемам, которые старается решить профсоюз.

Мы привыкли в самых восторженных красках описывать самоотверженность педагогов. Но хорошо ли, что успех образования обеспечивает жертвенность учителей, которые подчас лишены самого элементарного? На зарплату в полторы тысячи рублей не выжить, вот только власть никак этого не поймет. На конкурсе многие чиновники, политики, депутаты без устали твердили, что страна перед учителем в долгу. Вопрос в том, когда же эти долги, наконец, будут возвращены. Думаю, что победители конкурса, которым президент в недалеком будущем вручит свою премию, должны использовать эту возможность для того, чтобы высказать руководителю страны мнение своих коллег. Вероятно, это поможет улучшить материальное положение российского учительства.

Любовь АНДРИАДИ, председатель Сургутского горкома Профсоюза работников народного образования и науки:

- Как один миг пролетели для меня десять прекрасных дней конкурса. Я с восхищением наблюдала за уроками конкурсантов, сравнивала их с теми, что были в прошлые годы. Тем более, что Сургут неоднократно принимал победителей, лауреатов и участников конкурсов, которые проходили в течение тринадцати лет. Учителя расставались, думая, что это навсегда, а Сургут давал им уникальную возможность новой творческой встречи.

Сила конкурса и последующих слетов в нашем городе, на мой взгляд, заключается в том, что устанавливаются крепкие творческие связи, налаживается обмен опытом, педагоги поддерживают друг друга, потому что первопроходцам нужна как раз поддержка коллег.

Во время конкурса состоялось торжественное вручение премий правительства в области образования. Я горжусь, что лауреатом в этом году стал директор Сургутской гимназии Валерий Михайлович Салахов, талантливый педагог и управленец, который был инициатором и организатором многих слетов лучших учителей страны. Он так построил работу своего учебного заведения, что властям не оставалось ничего другого, кроме как помогать, поддерживать, интересоваться жизнью Салаховской гимназии. То, что «Сургутнефтегаз» был одним из спонсоров конкурса, тоже заслуга Салахова и сургутских педагогов, которые завоевали высокий авторитет и в своем городе, и в Ханты-Мансийском округе. Хорошо бы и федеральным властям перенять опыт руководителей нашего города, нашего округа. В рамках конкурса мы встречались с председателем профсоюза Галиной Ивановной Меркуловой, а вот встречи с представителями правительства, Госдумы, Совета Федерации, другими людьми от власти почему-то не состоялись. Может, не были запланированы? Жаль, потому что охотнее всего эти люди участвуют в праздниках, а нам нужно, чтобы они и в будни были с нами, помогали нам решать важные жизненные проблемы.