Задачей Меркуловой было доказать обратное, но не в том смысле, что профсоюз сам все за учителей сделает, а наоборот: учителя вместе со своим профсоюзом смогут стать не такими уж беззащитными. Нужно только осознать, что никто, кроме самих педагогов, их права должным образом не защитит, ведь никто не знает так хорошо проблемы, с которыми сталкиваются работники образования. С этого, собственно говоря, и начала Галина Ивановна свое выступление перед конкурсантами, собравшимися в научно-методическом центре поселка Московский.

- Все праздники когда-нибудь заканчиваются, участники разъезжаются по домам, для них начинаются трудовые будни, они вновь и вновь сталкиваются с теми же проблемами, которые не решаются годами. Особенно остро такая ситуация влияет на труд учителя, ведь учительская профессия - творческая, от настроя педагога часто напрямую зависит успех его работы. Именно поэтому мы настойчиво, последовательно отстаиваем социально-экономические интересы учителя и его права в правительстве, в Государственной Думе РФ, в аппарате президента и других властных органах.

Практически завершается подведение итогов первых шагов модернизации образования. На плечи учителя легла основная тяжесть работы по проведению экспериментов, по внесению тех изменений в учебный и воспитательный процесс, которые, собственно говоря, и составляют суть модернизации. Мы изучаем мнение учителя по этому поводу, чтобы отстаивать позицию работников российского образования. Когда наша позиция - это позиция учительства, когда за нашей спиной стоят сотни тысяч единомышленников, наша борьба за права педагогического сообщества становится понятной, доводы - убедительными, аргументы - сильными.

Людям, переживающим немалые материальные трудности, не всегда удается сразу понять, на кого можно опереться, на чью помощь рассчитывать. Многое делает профсоюз. Но тут важно осознать, что профсоюз - это не только председатель профкома, руководитель областной, районной или городской организации, профсоюз - это все мы вместе. Мы ничего не сможем отстоять в интересах образования, если каждый из нас не поймет, что защищать и всю систему в целом, и каждого учителя в отдельности можно только объединенными усилиями.

Когда наступают праздничные дни, все руководители говорят педагогам правильные, трогательные и добрые слова. Слов так много, что учитель готов порой воспарить на крыльях. Но кто бы из руководителей ни выступал перед учителями, каждый из них в глубине души испытывает неловкость, потому что прекрасно понимает: одно дело - сказать 5 октября приятные слова, совсем другое - каждый день подтверждать эти слова конкретными делами. Учитель, частенько видя расхождение между словом и делом, начинает задаваться вопросом: а кто же на самом деле готов позаботиться о нем? Могу сказать одно: ни правительство, ни государство не будут заниматься этим сами, ничего не произойдет, если мы не будем высказывать своего профессионального мнения, которое отражает реальную ситуацию, делать какие-то конкретные шаги. Я вовсе не призываю педагогов выйти тут же на улицу с флагами профсоюза и таким образом отстаивать свои требования. Нет, мы - учителя, поэтому должны прежде всего словом вразумлять власть, высказывать свое мнение, используя для этого любую подходящую ситуацию. От каждого учителя зависит то, как будет складываться положение дел в образовании.

Чуть более месяца назад состоялся Внеочередной съезд профсоюза, в котором участвовали и педагоги, и руководители территориальных организаций, и председатели профкомов вузов, и лидеры студенческих организаций. Делегаты съезда приняли обращение в связи со сложной экономической ситуацией, в которую попадают сегодня работники образования. Чем же сложна ситуация?

Сегодня много говорится о том, как реализуется Концепция модернизации образования. Обсуждается все: как идут работы по организации и проведению ЕГЭ, как разрабатывается проект профильной школы, как продвигается широкомасштабный эксперимент по изменению содержания образования. Но нигде не говорится о том, что делается для учителя, о том, что получает тот, кто все эти прекрасные планы реализует на практике, никто не оценивает, насколько подготовлен к такой работе кадровый ресурс.

А ведь в концепции есть очень важный пункт, предусматривающий, что для успешной реализации планов модернизации необходимо повышать статус учителя, поэтапно увеличивать его зарплату и так далее.

Мы всегда рассчитывали и рассчитываем на самопожертвование учителя, который настолько привержен своей профессии, что готов работать столько, сколько нужно, даже если это превышает его физические возможности. Но нельзя же до бесконечности пользоваться подвижничеством учителя! В конце концов как бы добросовестно учитель ни относился к своему труду, предел его терпению в один прекрасный момент все же наступит! Нельзя соглашаться с тем, что учитель без достойного вознаграждения работает, не щадя своего здоровья, а подчас и своей жизни.

Сегодня уже разворачивается предвыборная борьба, нам предстоит выбрать депутатов Государственной Думы нового созыва. Весь вопрос в том, кто достоин нашего доверия. Как известно, перед выборами кандидаты в радужных красках рисуют нам наше будущее («Вы только проголосуйте за нас, а уж мы-то постараемся!»). Но мы много раз убеждались в том, что обещания расходятся с реальными делами тех, кого мы выбираем в Госдуму РФ. Для того чтобы понять это, достаточно ознакомиться с результатами голосования по тому или другому важному для образования закону. Сегодня повсеместно появляется информация о проекте бюджета на новый, 2004 год. Учителю в этом проекте места нет, индексация его зарплаты там не предусмотрена. Причина - повышение зарплаты с 1 октября нынешнего года на 33 процента. Чиновники говорят: государство выжало из себя все, что было можно. Но, наверное, Владимир Владимирович Путин не знает, что зарплата молодого учителя нынче составляет всего 900 рублей. Если к этой сумме добавить 33 процента, то получится всего-навсего 1200 рублей. Учитель со стажем 20 лет тоже получит мизерную прибавку, о которой и говорить-то вслух неудобно. Да, педагог может взять на себя большую нагрузку, чтобы подзаработать. Но это значит, что опять он станет трудиться на пределе своих сил, не получая достойного вознаграждения. Иными словами, и на воспроизводство молодых кадров в такой ситуации рассчитывать очень сложно, и на поддержку ветеранов, которые нынче держат на себе всю систему образования. Вот и получается, что нас в недалеком будущем ожидает неминуемый кадровый вакуум.

Уже сегодня в некоторых территориях дефицит педагогических кадров составляет от 10 до 50 процентов по разным предметам. Глубокоуважаемый мною Владимир Михайлович Филиппов на одной из последних коллегий Министерства образования РФ сообщил, что до 2007 года предстоит сократить 450 тысяч учителей. Естественно, возникает вопрос: откуда берутся эти цифры? Мы посмотрели, как складывается кадровая ситуация в некоторых территориях. Очень интересную картину можно наблюдать даже в масштабах одной области: в одном ее районе среди учителей безработица, в другом - переизбыток кадров. Казалось бы, чего проще - организуйте миграцию педагогов из одной части области в другую, и все будет в порядке. Но реализовать эти планы оказывается нереально, потому что, во-первых, учителям не на что переехать из одной местности в другую, во-вторых, никаких условий для работы там, куда они решат переселиться, может не быть. Никто не предлагает не только «подъемных», но и жилья (хотя бы временного), не думает о тех вещах, которые помогли бы учителю на первых порах обустроиться на новом месте работы и проживания. По нашему мнению, не о сокращении педагогических кадров нужно сегодня думать чиновникам, а о сохранении нынешних, работающих. Понятно, что сохранять кадры при такой маленькой зарплате, как нынешняя, будет непросто.

По инициативе профсоюза недавно был принят закон, возвращающий школу в лоно государства. Теперь финансирование заработной платы и учебных расходов будет производиться с уровня субъекта Федерации. Закон, конечно, принят не в том виде, в каком мы его изначально предлагали и отстаивали, но в принципе его принятие стало победой, мы практически заставили государство заниматься проблемой межбюджетных отношений в сфере образования. Нас очень беспокоит, во что выльется реализация этого закона, потому что другие, недавно принятые законодательные акты, тоже определяющие некоторые позиции межбюджетных отношений, могут свести на нет многие завоевания педагогов в социально-экономической сфере. Это касается налогообложения, различных льгот и т.д.

Нас не может удовлетворить и предусмотренное 33-процентное повышение зарплаты работников образования. В конце прошлого - начале этого года бурно шло обсуждение грядущего перехода на отраслевую систему оплаты труда. Чиновники намеревались совершить этот переход с 1 октября 2003 года, совместив его с повышением зарплаты на треть. Не отвергая как таковую идею введения отраслевой системы, которая должна предусматривать установление справедливой оплаты труда учителя в зависимости от стажа его работы, уровня образования, наконец, сложности труда в том или ином учебном заведении, мы выступали против скоропалительного и непродуманного перехода, потребовав даже отставки министра труда и социального развития Александра Починка. Декларируя будущее улучшение положения работников образования, на самом деле он лукавил, как мог. В регионы его министерство рассылало проекты перехода на отраслевую систему оплаты труда и обещало существенное увеличение зарплаты в будущем. При этом никто, кроме профсоюза, не разъяснял педагогам и управленцам, главам законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, какие последствия ждут всех после введения этой системы в том виде, в каком ее предлагает ведомство Починка. Да, цифры были замечательные, но если на момент введения (и только!) выделялась сумма в размере тех же самых 33 процентов, а увеличение зарплаты планировалось в два раза, то было понятно: за этим последует прежде всего сокращение педагогических кадров. Педагогов успокаивали - в будущем зарплата не будет меньше, чем сейчас. Это обстоятельство чиновники предлагали считать определенными гарантиями. Но вопрос о размере зарплаты тщательно обходился, и ответа на него мы так и не получили. При поддержке педагогов профсоюз воевал с Починком, с правительством и в результате добился приостановления перехода на отраслевую систему оплаты труда.

Очень часто учителей пытаются дезориентировать: мы, чиновники, пытались вашу зарплату увеличить, а профсоюзы боролись против. Но мы боролись против такого «повышения», которое обернулось бы и сокращениями кадров, и реальным снижением доходов учителя. В отсутствие государственных гарантий по меньшей мере наивно было рассчитывать, что из федерального бюджета будет выделяться помощь регионам на выплату повышенной зарплаты работникам образования.

Мы прогнозировали такую ситуацию, при которой регионы, имеющие средства, смогут платить учителям приличную зарплату, а те, у кого денег недостает, вообще никакую зарплату платить не станут вовремя и в полном объеме, потому что в отсутствие государственных гарантий никто за это в должной мере ответственности не несет.

Сейчас рабочая группа, в состав которой входят представители нашего профсоюза, трудится над согласительным вариантом. В нем должны найти отражение, как минимум, три условия, выдвинутые нами. Во-первых, необходимы федеральные гарантии по размеру оплаты труда при сохранении права регионов устанавливать различные надбавки стимулирующего и поддерживающего характера. Во-вторых, для того чтобы вводить единую систему оплаты труда, должно быть предусмотрено по крайней мере двойное увеличение зарплаты и финансирование на эти цели. Наконец, в-третьих, должна быть предусмотрена определенная помощь субъектам Федерации. В течение года мы будем этим заниматься и настаивать на своих требованиях с тем, чтобы отраслевая система оплаты труда была в нормальном виде введена в 2005 году. Работа, предшествующая этому введению, будет очень сложной, мы займемся переговорами на всех уровнях, мы будем доказывать свою правоту, потому что не только добиваемся нормальных условий для жизни и работы учителя, но и в общем решаем важные для государства кадровые вопросы.

Особую тревогу у нас вызывает проект бюджета на будущий год. На следующий день после внеочередного съезда профсоюза все его делегаты пикетировали здание Государственной Думы РФ. Мы направили письма каждому депутату с призывом внести поправки, предусматривающие повышение зарплаты педагогам в следующем году в полтора раза или, по крайней мере, индексацию этой зарплаты на 20-30 процентов, введение надбавок. Если мы что-то предлагаем, то всегда сопровождаем это соответствующим проектом документа. Мы уже передали в Комитет по образованию и науке Госдумы РФ проект закона о введении надбавок за непрерывный стаж и о поддержке молодых специалистов. Его нам еще придется отстаивать.

15 октября 2003 года состоится второе чтение проекта бюджета, на этот день и намечено проведение второго этапа Всероссийской акции в защиту прав бюджетников, педагоги выступят вместе с работниками здравоохранения и культуры.

Встречаясь с педагогами, я всегда говорю им: не стойте в стороне, включайтесь в общую работу, поймите, что все нововведения, которые предлагаются, имеют одну цель - минимизировать расходы государства на образование, расширить его коммерциализацию, а значит, и приватизацию, и прочие процессы, переводящие образование на платную основу.

В свое время нас успокоили Госсовет, Национальная доктрина, многие другие вещи, демонстрирующие, что государство думает о нас. А на самом деле чиновники положили все это в архив, нынче они занимаются внедрением совсем другого, того, что разработано Минэкономразвития.

Все предложения, которые сейчас появляются, - это, можно сказать, практические шаги по ущемлению прав и ухудшению положения педагогов. Причем наступление на работников образования ведется не только в России. Как свидетельствуют эксперты Интернационала образования, эта тенденция свойственна всем странам, которые включаются в процессы глобализации. Руководители Интернационала высказывают крайнюю обеспокоенность судьбой образования в государствах, ведущих переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Дело в том, что эти страны должны будут подписать Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), а в нем образование приравнивается к услугам наравне с коммунальными и прочими. Все это, опять-таки, может привести к коммерциализации, приватизации и прочим «зациям» в сфере образования. Постоянно при этом звучат две цифры - 20 и 80, означающие, что 20 процентов населения будут иметь возможности для получения элитного образования, а 80% - будут иметь дело с системой образования, обреченной на выживание и предназначенной для бедной категории граждан. Это проблема не только для России, но и для других стран, просто мы сегодня все ближе к ней подходим. Но думать о том, что нас ждет, мы просто обязаны, причем все вместе.

Участники и гости Всероссийского конкурса «Учитель года-2003» одобрили Обращение делегатов IV (внеочередного) Съезда Профсоюза работников народного образования и науки к Президенту России В.В. Путину, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ.