Как мы решаем проблемы аттестации? Прежде всего детально изучили нормативные документы. Организовали семинары для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений, всех категорий педагогических работников на базе методических объединений и профкомов.

Положение об аттестации позволило ввести председателей профкомов в состав школьных аттестационных комиссий, а председателя РК профсоюза - в районную аттестационную комиссию. Теперь профсоюзные организации имеют возможность оперативно влиять на ход аттестации коллег, если требуется, оказать своевременную помощь. Практика аттестации показывает, что профсоюз в сотрудничестве с работодателями может решать актуальные вопросы работы с педкадрами. Так бы по всем направлениям в социальном партнерстве!

Что помогает нам? Прежде всего умение секретаря аттестационной комиссии, заместителей председателя комиссии консультировать учителей, подавших заявления на присвоение квалификационной категории. Казалось бы, это рутинная работа. Но учителя надо вовремя поддержать, дать совет, помочь раскрыть себя, достойно представить свою трудовую деятельность и в документах, и непосредственно на заседании аттестационной комиссии.

Но за советом не каждый подойдет. Характеры ведь у всех разные. Потому во всех образовательных учреждениях есть необходимые нормативные акты, рекомендации по аттестации, оформлены стенды. Есть возможность самостоятельно изучить документы по аттестации.

Каждый из девяти членов районной аттестационной комиссии возглавляет экспертную группу. Группы внимательно изучают представленные документы. Если возникает необходимость, беседуют с учителем, посещают занятия и подают комиссии свое заключение, чтобы можно было принять объективное решение о соответствии педагога заявленной квалификационной категории. Отрадно, что не было случая, когда с заключением экспертов не согласилась бы аттестационная комиссия.

На первую квалификационную категорию, как известно, аттестуем в районной комиссии. На вторую - в школьной. За исключением начальных и основных школ, где недостаточно специалистов. За ними закреплены средние школы куста.

Наш профсоюз добивается, чтобы аттестация проходила в щадящем режиме. Мы стремимся придать ей гуманистический характер. К примеру, тех педагогов, результаты работы которых хорошо известны в районе и они повторно аттестуются, мы освобождаем от выступления на заседании аттестационной комиссии.

И еще. Мы встречаемся с фактами, когда педагоги недооценивают себя. Наш профсоюзный актив предлагает такому учителю пересмотреть свое заявление и представить материалы на более высокую категорию. Аттестационная комиссия поддерживает такое решение. Естественно, если опыт, практика подтверждают заявку на более высокую квалификационную категорию.

Форму аттестации избирает сам учитель. Если заявление основано на сравнительном анализе документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, то при оценке профессиональной компетенции чаще всего избирается обобщение опыта и занесение его в соответствующий банк данных. С письменным самоанализом, выступлениями на научно-практической конференции, творческими отчетами. Хорошо зарекомендовали себя выезды на рабочее место аттестуемого.

Многие педагоги пользуются правом аттестации по совокупности педагогических достижений. И это оправдано, т.к. более половины учителей района имеют педагогический стаж свыше 20 лет. На конец 2002-2003 учебного года в районе высшую квалификационную категорию получили 27 мастеров педагогического труда (5,9%), в том числе в дошкольных учреждениях 8% от числа работающих, в средних школах - 8,3%.

Первую квалификационную категорию имеют 31,1% учителей (в т.ч. в детских садах - 75 %, в основных школах - 24,7%, в средних школах - 34,4%, в учреждениях дополнительного образования - 18,7%).

Большая часть аттестована на вторую квалификационную категорию - 31,9% педагогов (в начальных школах - 25%, в основной школе - 44,2%, в средней школе - 35,1%, в учреждениях дополнительного образования - 43,8%).

Есть и проблемы. Мы не можем добиться активного участия в аттестации учителей начальных школ, несмотря на то, что делаем все для пропаганды их опыта. Подвижки, правда, есть. В текущем году на первую категорию заявились три учителя.

Анализ показал, что некоторые учителя с высшим образованием по достижении 20-летнего педагогического стажа предпочитают оплату труда по 12-му разряду без аттестации.

Нас радует, что многие педагоги рассматривают аттестацию как стимул к повышению научного и профессионально-методического уровня. Это подтверждается анкетированием. Вот результаты: за последние десять лет 31% учителей прошли курсовую переподготовку три и более раза. Обидно, правда, что муниципалитет не выплачивает командировочные для посещения курсов. «Выкручиваться» приходится за счет мизерных средств образовательных учреждений.

Еще одна хорошая тенденция: желающие аттестоваться на первую квалификационную категорию поступают в вузы на заочные отделения. 25 учителей начальных классов уже получили высшее образование по своей квалификации, и 11 закончили географический факультет педагогического университета.

Сейчас организовано обучение 37 педагогов. Но есть трудности. Они связаны с оплатой учителей, замещающих заочников в период сессии. В Главном управлении образования этот вопрос не решен. На месте просто-напросто нет средств. Нужна поддержка органов управления образованием!

Нередко учителя со средним профессиональным образованием претендуют на первую квалификационную категорию. Это их право. И в профсоюзе они получают поддержку. Но все-таки надо стремиться к получению высшего образования. Мы не можем согласиться с институтом повышения квалификации, сотрудники которого разъясняют на курсах, что такие педагоги могут настаивать на аттестации и не агитируют учителей продолжить образование в вузе. Речь, конечно же, не идет о педагогах со средним профессиональном образованием, имеющих правительственные награды, ведомственные знаки отличия, победителях конкурсов педмастерства.

И еще одно критическое замечание. Учителей не устраивают сроки подачи заявлений (конец учебного года). У педагога в этот период итоговая аттестация обучающихся, отпуск, а он должен анализировать результаты своей деятельности.

У педагогов претензий по аттестации нет благодаря постоянному контролю за ходом аттестации, соблюдению нормативных документов (особенно в части оплаты труда) как со стороны райкома профсоюза, первичных профорганизаций, так и со стороны руководителей Комитета по образованию и образовательных учреждений.

Г. Воробьева, председатель Нижнеомского райкома Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки