Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

Центральный комитет

Президиум

Постановление

29 августа 2003 г. г.Москва №17

О ходе выполнения первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части кадрового обеспечения системы образования, материального стимулирования деятельности работников образования и дальнейших действиях профсоюза.

Президиум ЦК профсоюза, заслушав сообщение исполняющего обязанности председателя профсоюза Г.И.Меркуловой о ходе выполнения первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования в части кадрового обеспечения системы образования, материального стимулирования деятельности работников образования, отмечает следующее.

Сегодня на плечи учителя, преподавателя возлагается огромная ответственность за обеспечение необходимого уровня реализации нового содержания образования, многочисленных нововведений, предусмотренных концепцией.

Уровень подготовленности педагогических кадров, уровень и методы стимулирования их деятельности во многом предопределяют успешность намеченной модернизации образования. Не случайно в концепции к целям и основным задачам модернизации отнесено повышение социального статуса и профессионализма работников образования.

Однако основные позиции, предусмотренные разделом 2.5 концепции «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом», не реализуются.

Президиум ЦК профсоюза констатирует, что такое положение объясняется главным образом отсутствием комплексной программы действий, утвержденной Правительством России, способной объединить и скоординировать усилия всех федеральных министерств и ведомств, а также органов государственной власти субъектов РФ, отсутствием политической воли для мобилизации финансовых и материальных ресурсов в целях реального повышения социального статуса учителя, воспитателя, преподавателя.

В частности, несмотря на неоднократные обещания руководства страны, проблема ликвидации задолженности по заработной плате работникам образования в полной мере так и не решена.

В результате активизации лишь в августе - перед началом нового учебного года - действий властей всех уровней по возврату учителям долгов по заработной плате задолженность по статье «Оплата труда» (по состоянию на 21.08.2003 г.) сократилась до 0,312 млрд. руб., то есть снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 68,6% (на 22.08.2002 г. задолженность составляла 0,995 млрд. рублей).

Отсутствует задолженность по статье «Оплата труда» в 65 субъектах РФ (на 22.08.2002 г. - в 56 субъектах РФ).

По-прежнему сохраняется задолженность по оплате труда работникам образования в 24 регионах России (на 22.08.2002 г. - в 33 регионах России).

По данным Минобразования России, не в полном объеме выплачены отпускные в 6 субъектах РФ (на 22.08.2002 г. - в 7 регионах).

Задолженность по выплате заработной платы в Кировской области составляет 33,2 млн. рублей, в Амурской области - 27,9 млн. рублей (июнь, июль), в Ульяновской области - 13,3 млн. рублей (в том числе июнь).

Сохраняется задолженность по выплате отпускных в республиках Саха (Якутия) - 34,7 млн. рублей, Коми - 3,0 млн. рублей, в Кировской области - 0,26 млн. рублей, в Нижегородской - 0,2 млн. рублей, в Тверской - 0,11 млн. рублей, Ульяновской области (за июнь - июль - 8%, за август - 40% от потребности).

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами в сфере образования в субъектах РФ, наоборот, выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,3%, или почти на 1,1 млрд. рублей.

До настоящего времени не завершена работа согласительной комиссии по проекту федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающего с 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда в сумме 600 рублей в месяц, который принят Государственной Думой, но отклонен Советом Федерации.

В связи с этим вызывают обеспокоенность определенные проблемы с проведением на всей территории страны и в установленные сроки предусмотренной с октября 2003 года индексации заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей, особенно в условиях имеющейся в ряде регионов задолженности по заработной плате, в том числе по отпускным, а также неурегулированных межбюджетных отношений.

Во многих регионах России остается нерешенным вопрос сохранения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, установленных на региональном и муниципальном уровнях, при проведении индексации заработной платы работников образования с октября 2003 года.

Работа по реформированию системы оплаты труда работников образования, как и других бюджетных отраслей, пока сведена лишь к попытке снять с федерального центра ответственность за сохранение государственных гарантий по уровням оплаты труда работников на всей территории Российской Федерации. И это предполагалось в условиях незавершенной работы по разграничению полномочий и ответственности между различными уровнями власти, а также по обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами выполнения этих полномочий.

Не решен вопрос о введении надбавок молодым специалистам за первые три года педагогической деятельности, а также о введении надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.

Проблема кадрового обеспечения реализации задач модернизации образования в России продолжает обостряться.

При проявившейся с 1999-2000 гг. тенденции сокращения численности педагогических кадров нарастает процесс их старения. В предыдущем учебном году педагоги пенсионного возраста в среднем по России составляли уже 12 процентов от их общей численности. При этом в экономически более развитых регионах, в областных, республиканских центрах доля учителей-пенсионеров возросла уже до 18-25%.

Лишь 12% учителей имеют стаж работы до 5 лет, в том числе - менее 6%, пришедших в школу за последние 2 года. Доля педагогов со стажем, превышающим 20 лет, увеличилась за последние годы до 39%. И при этом активно «вымывается» слой молодых квалифицированных педагогов.

С учетом численности учителей пенсионного возраста, имеющихся вакансий, а также выполняемой многими учителями учебной нагрузки, превышающей установленную норму, дефицит кадров в отдельных регионах России составляет от 10 до 30%, а иногда и до 50%.

При этом медленно продвигается работа по проведению мониторинга состояния педагогических кадров России, по экспериментальной апробации модели реформирования системы подготовки педагогических кадров, по реорганизации системы учреждений повышения квалификации работников образования и методической службы органов управления образованием.

Сократившийся в I квартале 2002 г. (после предыдущего повышения с декабря 2001 г. ставок и окладов ЕТС) разрыв в оплате труда работающих в образовании и промышленности вновь нарастает. За первое полугодие c.г. средняя зарплата в образовании составляет уже 52,4% от средней зарплаты в промышленности и не более чем на 40% превышает официально утвержденный прожиточный минимум трудоспособного населения. При этом следует учитывать, что фактическая заработная плата учителя, не имеющего возможности в силу объективных обстоятельств работать с учебной нагрузкой, превышающей установленную норму, значительно ниже официально приводимых Госкомстатом России данных. Зарплата абсолютного большинства молодых учителей не достигает даже прожиточного минимума.

Предусмотренная с октября 2003 года индексация ставок и окладов в размере 33% не сможет остановить негативную тенденцию снижения реального уровня жизни учителей, воспитателей, преподавателей в сфере образования.

Несмотря на обращения Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ в адрес руководителей Правительства России, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, проектом федерального бюджета на 2004 год не предусмотрена очередная индексация заработной платы в бюджетной сфере в следующем году, тогда как зарплата в промышленности ежегодно растет на 25-30% и неизбежно оказывает влияние на рост потребительских цен и рост стоимости жизни в целом.

Президиум ЦК профсоюза обеспокоен тем, что в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» вновь включено приложение, предусматривающее перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей и пр.), действие которых приостанавливается в 2004 году в связи с тем, что не предусматриваются средства на их реализацию. В частности, предлагается приостановить действие положений Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», определяющих долю расходов на образование в общем объеме расходов федерального бюджета, национального дохода; предусматривающих установление уровня оплаты труда учителей, профессорско-преподавательского состава в определенной зависимости от уровня оплаты труда в промышленности; предполагающих оказание материальной помощи нуждающимся студентам, и ряд других.

Члены президиума ЦК профсоюза отмечают, что в случае непроведения очередной индексации в 2004 году реальный уровень материального обеспечения работников образования снизится даже по сравнению с 2001 годом и, основываясь на мнении педагогических коллективов, считают невозможным согласиться с намерением Правительства РФ продолжать решать проблемы снижения налоговой нагрузки в реальном секторе экономики, совершенствования межбюджетных отношений, проблемы поиска путей ускорения темпов экономического роста за счет дальнейшего обнищания работников образования и других бюджетных отраслей, призванных обеспечивать основные конституционные гарантии граждан.

Президиум ЦК профсоюза

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отметить, что ход выполнения первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части повышения уровня материального стимулирования, профессионализма и в целом повышения социального статуса работников образования нельзя признать удовлетворительным.

2. Объявить второй этап Всероссийской акции работников образования с целью добиться принятия решения о выделении ассигнований в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и муниципальных бюджетах на повышение заработной платы работникам образования в 2004 году, в том числе на проведение индексации ставок и окладов Единой тарифной сетки, установление надбавок молодым специалистам и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.

В рамках проведения второго этапа Всероссийской акции работников образования:

- территориальным организациям профсоюза, коллективам образовательных учреждений принять активное участие в коллективных действиях 15 октября 2003 года в формах шествий, митингов, пикетирования зданий органов государственной исполнительной и законодательной власти и в других возможных формах коллективных действий;

- внести предложение к IV (внеочередному) съезду профсоюза принять обращения в адрес Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ; территориальным организациям профсоюза рекомендовать провести сбор подписей работников образования под этими обращениями;

- обратиться к делегатам IV (внеочередного) съезда профсоюза с призывом принять участие 19 сентября 2003 года, в день рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» в первом чтении, в пикетировании здания Государственной Думы;

- президиуму ЦК профсоюза направить обращение всем депутатам Государственной Думы, представляющим различные фракции и депутатские группы, с требованием обеспечить очередное повышение заработной платы работникам образования в 2004 году не менее чем в 1,5 раза, предупредив, что непринятие Государственной Думой этого решения окажет непосредственное влияние на результаты голосования работников образования за кандидатуры действующих депутатов на выборах 7 декабря 2003 года.

3. Предложить Совету Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ скоординировать действия Профсоюзов работников образования и науки, работников здравоохранения и культуры по проведению второго этапа Всероссийской акции работников бюджетной сферы с целью добиться принятия решения о выделении ассигнований в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и муниципальных бюджетах на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2004 году.

4. В целях обеспечения своевременного проведения на всей территории Российской Федерации индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы, предусмотренной с 1 октября 2003 года:

- рекомендовать территориальным организациям профсоюза, коллективам образовательных учреждений принять участие в проведении акции протеста профсоюзов, объявленной постановлением исполкома ФНПР в связи с отклонением Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», с требованиями к органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления не допустить нарушения предусмотренных на федеральном уровне сроков проведения индексации ставок (окладов) работников бюджетной сферы в 1,33 раза и сохранить при этом доплаты, надбавки и другие стимулирующие выплаты, установленные решениями органов региональной и муниципальной власти.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. председателя профсоюза Меркулову Г.И., зам. председателя профсоюза Павлихина В.С.

Г.И. Меркулова,

и.о. председателя профсоюза