2 сентября 2003 года состоялось заседание коллегии Министерства образования РФ, посвященное планам работы ведомства в новом учебном году. Думаем, всем нашим читателям интересно хотя бы заочно побывать на этом заседании, узнать, о чем шла речь. Обладая такой информацией, профсоюзные лидеры смогут более уверенно отстаивать права учителей в совместной работе с управленцами на региональном и муниципальном уровнях.

Основой работы должна быть Концепция модернизации российского образования, утвержденная Правительством РФ, межведомственный план и план мероприятий Минобразования РФ по реализации этой концепции. В соответствии с решением Правительственной комиссии по образованию вскоре будет разработана новая редакция межведомственного плана и плана мепроприятий Минобразования РФ.

Для того чтобы мы ориентировались, какие мероприятия должны стать приоритетными на этот год, для большей информированности руководителей подразделений министерства о реализации разных направлений модернизации образования, чтобы все представляли, на какой стадии развития мы находимся, будет регулярно проводиться учеба аппарата. Мы будем это делать для того, чтобы, выступая на совещаниях, конференциях, выезжая в регионы, руководители могли отвечать на вопросы в соответствии с той политикой, которую проводит ведомство, а не в соответствии с личной позицией. Согласны с этой политикой в регионах, не согласны, но подходы министерских работников должны быть едиными.

Для начала хочу познакомить всех с тем докладом, который был сделан мной на заседании Правительственной комиссии по образованию, состоявшемся недавно под председательством премьера России М.М. Касьянова.

За прошедшие с момента принятия Концепции модернизации российского образования полтора года в стране развернута масштабная работа по ее реализации. Упомяну только некоторые мероприятия, которые были реализованы по различным уровням образования.

Статфакт

В минувшем году в российском образовании учились и работали 40 млн. 361 тысяча человек.

Дошкольное образование

В 2002 году разработаны и проходят апробацию в ряде регионов России примерные общеобразовательные программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Целей таких программ-стандартов несколько. Первое - создание условий для всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в начальной школе. Второе - уход от сбора средств с родителей за обязательные образовательные услуги. Третье - возможность привлечения внебюджетных средств за дополнительные - сверх стандарта - образовательные услуги. Одновременно в области дошкольного образования разработана новая схема финансирования с учетом разделения бесплатного (по Конституции) образования и оплаты родителями значительной доли затрат по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от материального положения семьи.

Общее среднее образование

Здесь основные мероприятия по модернизации можно условно разделить на повышение качества и пересмотр содержания общего образования, на экономику и управление школой. В области экономики общего образования важным стало принятие внесенного президентом закона о переводе финансирования заработной платы и учебных расходов школ на уровень субъектов РФ. Это позволит уйти от стыдной практики ряда лет по задержке заработной платы учителям в десятках районов России. Кроме того, теперь органы местного самоуправления имеют больше возможностей для ответственного подхода к ремонту школ, обеспечению их безопасности, в том числе противопожарной. Мы вместе с Минфином РФ разработали методику расчета нормативного финансирования школ в зависимости от численности учащихся. На повышение эффективности использования средств в общем образовании направлена разработанная как на федеральном, так и на региональном уровнях программа реструктуризации сети сельских школ, так как снижение численности детей затрагивает именно эти школы. В связи с этим возникает особая значимость реализации на паритетных началах с субъектами РФ программы «Школьный автобус».

Управление школой

За прошедшие полтора года реализован перевод в статус юридических лиц 99% российских школ. В настоящее время открываются внебюджетные счета для каждой такой школы. В этом году будет создан общероссийский сайт «Твоя школа» с указанием реквизитов внебюджетных счетов для оказания помощи школам, как правило, бывшими выпускниками. Опыт Саратовской области, Якутии, Москвы уже показал высокую эффективность этой работы. Одновременно в 2003 году должен быть разработан, обсужден с общественностью и в следующем году принят закон о создании при каждой российской школе попечительского или управляющего совета с двумя основными функциями: организация помощи школе, в том числе путем перечисления внебюджетных средств, и контроль за укладом жизни школы. Понимаю под этим как качество учебного процесса, так и организацию внеучебной работы, обеспечение жизнедеятельности учебного заведения. Предполагается, что такие советы будут иметь серьезные полномочия вплоть до решения кадровых вопросов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ в эксперименте по совершенствованию структуры и разработке нового содержания общего образования, проводимом совместно с РАО, участвуют 1734 школы из 76 регионов РФ. Предстоят следующие этапы введения новых стандартов общего среднего образования. После масштабной подготовительной работы в 2003-2005 годах 1 сентября 2005 года будет реализован переход на предпрофильное обучение в девятых классах, с 1 сентября 2006 года - переход полностью на новые стандарты общего среднего образования, а также массовый переход в масштабах всей страны на профильное обучение в российской школе.

Единый

государственный экзамен

Основные задачи ЕГЭ мы отрабатываем уже три года. Если в прошлом году в эксперименте участвовали 16 субъектов Федерации, то в этом их стало 47. 630 тысяч человек (более 55% выпускников 11-го класса школ страны) участвовали в сдаче этого экзамена. Итоги первых трех лет эксперимента показали возможность достижения всех основных ранее указанных целей введения системы ЕГЭ. При этом, конечно, первоначальная схема претерпела существенные изменения. В частности, в 2004 году предстоит дополнить систему ЕГЭ дополнительными испытаниями в вузах культуры, искусства, спорта, программами углубленного изучения предметов Физтеха, МВТУ, МГУ, а также системами олимпиад и конкурсов для отбора способной, талантливой молодежи. На 2004 год мы планируем, что уже более двух третей субъектов РФ будут участвовать в эксперименте по введению ЕГЭ. На заседании Правительственной комиссии по образованию Михаил Михайлович Касьянов поддержал идеологию Единого госэкзамена, поправив Министерство культуры РФ, которое хотело вообще отказаться от этой системы, и сказав, что результаты ЕГЭ по русскому языку, истории, литературе и другим предметам нужно принимать и в вузах культуры, а творческие испытания проводить дополнительно так, как посчитают нужным сами вузы. Решено, что по результатам ЕГЭ, проведенного в 2004 году, на заседании Правительственной комиссии по образованию в октябре 2005-го будут подведены итоги четырехлетнего эксперимента и принято решение о введении ЕГЭ в масштабах всей страны.

Начальное, среднее

и высшее профессиональное

образование

В 2003 году Минобразования совместно с Минэкономразвития РФ, Минтруда РФ, субъектами Федерации завершит разработку прогноза приема выпускников 9-11-х классов на ближайшие 5 лет в учреждения начального профессионального образования, в ссузы и вузы с учетом потребности отраслей и регионов в будущих специалистах. В 2002 году разработаны и сейчас вводятся новые стандарты среднего профобразования по 250 специальностям. В 2003-2005 годах планируется разработать и ввести новые стандарты по профессиям начального профессионального образования с целью повышения качества подготовки квалифицированных рабочих. 5 июня 2003 года Правительство РФ рассмотрело и одобрило комплекс мер по совершенствованию подготовки рабочих кадров, по развитию социального партнерства учреждений начального и среднего профобразования с работодателями. В 2004-2005 годах предстоит передать субъектам РФ основную массу (до 80 процентов) учреждений начального профобразования и часть учреждений среднего профобразования. На федеральном уровне планируется сохранить только те из них, которые готовят специалистов для целей и предприятий федерального уровня, либо для целого ряда регионов. При этом произойдет передача в субъекты РФ более 20 миллиардов рублей расходов федерального бюджета. Поскольку передача происходит с 1 января 2005 года, это должно быть предусмотрено в формируемом во втором квартале 2004 года федеральном бюджете - в июне бюджет обычно уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Значит, в первом квартале 2004 года должны выйти все постановления правительства по передаче примерно 2300 ПТУ в субъекты Федерации. До 31 декабря 2003 года Министерство образования РФ должно проделать колоссальную работу для получения пакетов документов по всем передаваемым учебным заведениям.

По постановлению Правительства РФ в этом году для вузов введено конкурсное распределение госзаказа на подготовку специалистов. Также по постановлению правительства начат эксперимент по переводу высшего образования на новую, взамен сметной, систему финансирования по объему и качеству оказываемых услуг, причем с поступлением значительной доли средств непосредственно от потребителей. В целях расширения доступности высшего образования, в первую очередь для детей из сельской местности, а также повышения его эффективности, обеспечения необходимого распределения выпускников в новых рыночных условиях в 2002 году принят закон, а в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства РФ о введении целевого приема в высшие учебные заведения. Договор на подготовку специалистов по целевому приему могут теперь заключать студенты и вузы либо с федеральными органами исполнительной власти, либо с субъектами РФ, либо с органами местного самоуправления. При этом выпускник должен будет отработать 3-5 лет по целевому направлению или вернуть государству стоимость своего обучения.

Для повышения качества высшего образования министерство резко ужесточило требования к вузам при прохождении ими аттестации и аккредитации, в частности введены требования для отнесения вузов к категории «университет» или «академия». Кроме того, создан совет по качеству высшего образования в области экономики, права и менеджмента, который организует внеплановые проверки качества учебного процесса в вузах или в их филиалах по данным программам высшего образования. Журналисты окрестили этот совет «полицией качества».

Во исполнение решения правительства об усилении целевого характера социальной поддержки нуждающихся студентов введены, наряду с обычными, социальные стипендии для ребят из малообеспеченных семей. В бюджете страны на будущий год предусмотрено резкое увеличение - с 5 до 25% - стипендиального фонда для оказания материальной помощи студентам. На это пойдет 800 млн. рублей.

После двукратного увеличения стипендии с 1 сентября 2003 года успевающий студент из малообеспеченной семьи будет получать 1000 рублей, отличник - 1200 рублей.

В рамках комплекса мер по закреплению молодежи в сфере образования и науки министерство разработало ипотечную программу приобретения жилья, для ее реализации совместно с Внешторгбанком создается ипотечный фонд работников образовательной сферы. Для выполнения мер по всеобучу, борьбы с беспризорностью в 2002 году приняты поправки в Закон «Об образовании», устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и родителей за реализацию прав детей на получение обязательного основного девятилетнего образования. В рамках реализации закона в настоящее время на региональном и муниципальном уровне уже сформированы соответствующие банки данных по учету всех детей, проживающих на данной территории. С ребятами из трудных семей повсеместно работают органы управления образованием и комиссии по делам несовершеннолетних.

Министерство уже в 2001-2003 годах реализует программу воспитания и развития учащихся. Очень важно, что аналогичные программы приняты практически во всех субъектах РФ. В результате значительно расширен педагогический состав, ведущий воспитательную работу, принято решение о воссоздании во всех школах страны органов самоуправления учащихся в разных вариантах, значительно возрос диапазон мероприятий по внеучебной работе с детьми. В высшем образовании проведен конкурс на лучшие модели студенческого самоуправления.

С целью создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся совместно с Минздравом РФ была проведена Всероссийская диспансеризация детей. По ее итогам во всех регионах, во всех школах определен комплекс мер по внедрению соответствующих здоровьесберегающих технологий. На федеральном уровне принято решение по увеличению с двух до трех количества уроков физкультуры, проводимых еженедельно. Впервые в этом году восстановлены после 20-летнего перерыва всероссийские зимние и летние спартакиады учащихся, которые проходят от школьного и муниципального до федерального уровня по 36 видам спорта. Соревнования спартакиады охватили в этом году более 5 млн. школьников.

В области международной деятельности Президент России одобрил концепцию, а правительство утвердило в 2002 году план мер по подготовке национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В мае этого года был проведен первый Всемирный форум выпускников советских и российских вузов. Приоритетными в международной деятельности стали поддержка и распространение русского языка и российского образования, в первую очередь в государствах СНГ. Уже сейчас приняты все необходимые решения, согласно которым граждане четырех стран СНГ - России, Белоруссии, Таджикистана и Казахстана - могут поступать в любые вузы этих государств на равных условиях. Правительство РФ в бюджете 2004 года впервые за последние 6 лет предусмотрело 180 млн. рублей на реализацию федеральной целевой программы «Поддержка русского языка и интеграция в области образования в государствах СНГ».

Мы прекрасно понимаем, что образование - инерционная система и решение вопроса о повышении качества образования, расширении его доступности потребует огромной работы по осуществлению Концепции модернизации, утвержденной на период до 2010 года. Мы находимся на ответственном, важном, начальном этапе работы. Тем не менее уже сейчас масштабы и интенсивность хода модернизации образования потребовали, как это записано в решении Правительственной комиссии от 29 августа 2003 года, разработки и утверждения новой редакции комплекса межведомственных мероприятий на следующие три года по реализации этой концепции.

Информация со стола

министра образования РФ

Чтобы повысить эффективность работы Минобразования РФ, намечены некоторые изменения в структуре ведомства. Так, ликвидируется Госинспекция при министерстве. Кроме того, будет создан департамент социального и экономического развития сферы образования, куда войдет отдел социального развития, отдел труда и заработной платы, отдел экономики общего образования и сводно-аналитический отдел по федеральным целевым программам. По сравнению с нынешним финансово-экономическим управлением в департаменте прибавится не только число работающих, но и функций. Появится в министерстве новое управление инспектирования и охраны труда, а при министерстве - НИИ экономики образования. Также будут созданы новые: департамент общего и начального образования с отделами профильного обучения и национальных проблем образования, управление контроля качества общего среднего образования, отдел содержания педагогического образования, департамент организации и содержания высшего профессионального образования, департамент развития образования и региональной политики (а в его рамках - договорно-правовой отдел по федеральным целевым программам), управление оперативного контроля качества профессионального образования, управление непрерывного образования. Сегодня все министерские руководители заняты тем, что составляют проекты положений и штатных расписаний подразделений, а министр готовит приказ по всем структурам, которые теперь будут работать в рамках Минобразования РФ.

Компетентное мнение

Галина МЕРКУЛОВА,

и.о. председателя Профсоюза работников народного образования и науки:

Особого оптимизма профсоюз не испытывает

Министр образования оптимистично рассказывает о том, что удалось сделать в рамках Концепции модернизации российского образования. Но уж если мы говорим о модернизации, то давайте вспомним статью 2 пункт 5 концепции, где предусмотрены обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом. Далее перечислен целый спектр вопросов, которые считались одними из основных в рамках модернизации. Но, к сожалению, во всех документах, которые были предложены к заседанию Правительственной комиссии по образованию, к заседанию коллегии министерства в первые дни нового учебного года, нигде не звучат слова «педагогические кадры». Дается общий анализ того, сколько педагогов у нас работают в системе, но ни в одном разделе плана работы министерства на новый учебный год никаких шагов в этом направлении пока не предусмотрено. А ведь речь идет о реализации того самого раздела, который касается кадрового потенциала системы, того педагогического коллектива России (учителей преподавателей), на плечи которого возлагается сегодня огромный спектр нововведений.

Навряд ли оправданно то, что ни в одном плане, ни в одном анализе первого этапа реализации концепции практически ничего не говорится о тех людях, которые выполняют всю работу по экспериментам. Мы не видим ни прогноза, ни расчета на перспективу, зато слышим, что учащихся в ближайшем будущем станет меньше, что до 2007 года нужно сократить 450 тысяч работников образования. Возникает вопрос: что, в рамках реализации концепции уже проведен мониторинг педагогических кадров, проанализирован их потенциал, сделан обоснованный вывод о том, может ли сегодня тот самый кадровый ресурс, которым обладает система образования, вынести на своих плечах все эти нововведения?

Мы же сегодня не только создаем немного лучшие условия для тех, кто принимает участие в экспериментах, но и в основном ориентируемся на них. Не получится ли так, что в 2007 году, когда эксперимент закончится, все учреждения, не принимавшие в нем участия, должны будут работать по новым программам, но условия труда учителя останутся прежними? Профсоюз неоднократно предлагал перестроить работу с педагогическими кадрами. Сегодня есть удобный момент: реорганизация структуры министерства, видимо, позволит создать в нем подразделение, которое бы занималось анализом, прогнозом, мониторингом кадров. Как строить стратегию работы, если мы не знаем реальной ситуации в каждом регионе, в целом по России?

Особого оптимизма от того, что предусмотрено в бюджете на следующий год, профсоюз не испытывает. Сегодня правительство говорит, что в очередной раз выжало из бюджета все, что возможно, чтобы повысить зарплату на 33 процента. Но возьму на себя смелость предположить, что президент, наверное, не знает точно, какие у нас в образовании ставки. Если зарплата молодого специалиста сегодня составляет 900 рублей и ему добавят к этой сумме тридцать три процента, то это не будет выходом из положения. Рассчитывать на достижение тех высоких целей, что ставит модернизация, при этом не приходится. Мы - за выполнение Концепции модернизации, но по всем пунктам. В том числе по второму пункту пятой статьи. Мы - за индексации, за надбавки молодым учителям, надбавки за непрерывный стаж работы.