В одном давно отработаны условия социального партнерства, в другом - это одна из нерешенных задач. Где-то отлажена система повышения квалификации, защиты социально-трудовых прав работников, где-то до этого «руки не дошли». Словом, по-разному складывается обстановка в наших трудовых коллективах накануне нового учебного года.

И как бы то ни было, всем предстоит решать задачи модернизации образования. Совершенствование структуры и содержания образования, реструктуризация сети учреждений - эти и другие проблемы будут в основе деятельности в предстоящем учебном году. И разрешать их помогут работодатели, органы управления образованием на местах.

Ну а наша роль? Чем должна заниматься профсоюзная организация? Сумеем ли мы, профсоюзные лидеры, рассматривать проблемы модернизации с точки зрения защиты социально-экономических прав и профессиональных интересов всех, кто занят обучением и воспитанием подрастающего поколения? Не потерять бы время. Оперативно и ясно донести до каждого члена профсоюза новые нормативные документы.

Говорю об этом потому, что знаю - в отпускной период многие наши коллеги не смогли их изучить, определить пути реализации законодательных и нормативных актов. К примеру, Федерального закона

№ 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений». Закон подписан 7 июля 2003 года, вступил в силу с 12 июля 2003 г. Принятие этого закона - во многом результат нашей с вами многолетней настойчивой деятельности, связанной с восстановлением правовой и финансовой ответственности государства за положение школы.

Вспоминаются наши акции протеста, митинги, многочисленные профсоюзные собрания, письма, телеграммы о придании школе государственного статуса и прежде всего обеспечении устойчивого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений. Наш голос услышан: Законом № 123-ФЗ внесены поправки в Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс РФ.

Теперь органы государственной власти субъектов РФ должны выделять субвенции местным бюджетам в размерах, необходимых для реализации государственного стандарта общего образования. А это значит, включая расходы на оплату труда работников, на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов).

Надо полагать, что изменения не произойдут сразу, сегодня же. Для реализации закона потребуется время. Следует уточнить реальные объемы финансовых обязательств. Без обращения к депутатам всех уровней, переговорного процесса с органами власти не обойтись. Тем более что не так просто складывается обстановка с финансированием образования на 2004 год.

По сообщениям СМИ, правительство не собирается проводить очередную индексацию заработной платы бюджетников в 2004 году. А предыдущее повышение зарплаты было лишь в декабре 2001-го. Ссылки на то, что намеченная с октября текущего года индексация в 1,33 раза позволит компенсировать потери в доходах от роста потребительских цен, мягко говоря, - утопия. Ведь зарплата в промышленности продолжает увеличиваться не менее чем на 25-30 процентов в год. Стало быть, уровень заработной платы в сфере образования составит в 2004 году не более 41 процента от средней в промышленности, что значительно меньше, чем в предыдущие годы. В 2001 году, к примеру, был 61%.

Словом, напряжение не снимается. И об этом должны знать наши коллективы. Видимо, придется сохранить готовность к проведению второго этапа Всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы. Опыт у нас есть. Задача - объединиться. Отмалчиваться ни одной профорганизации нельзя.

Изменения в работе профсоюза будут связаны и с применением новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов образовательных учреждений, утвержденных соответствующими постановлениями главного государственного санитарного врача РФ.

Возьмем, к примеру, дошкольные учреждения. СанПиНы 2.4.1.1249-03 предусматривают конкретные требования к участку, к зданию, естественному и искусственному освещению, медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей и многие другие. Знают ли о них дошкольные работники?

Не возьмет профком под контроль исполнение столь важного нормативного акта - до беды не так уж и далеко. И наша контрольная функция - не самоцель, а помощь как работодателю, так и работникам. Примем действенные меры - создадим обстановку безопасного труда, сохраним здоровье детей и сотрудников. Что значит принять меры?

Первое - уточнить, изучены ли СанПиНы всеми работниками. Второе - разработаны ли локальные акты, определены ли четко все позиции каждого участника образовательного процесса. Знают ли они, как действовать в экстремальных условиях? Отвечает ли рабочее место санитарным нормам?

Всем известно, что в Омске прошел Всероссийский семинар инспекторов труда нашего профсоюза. По итогам издана брошюра «Защитим право на охрану труда» В ней опубликованы выступления участников семинара. В каждом из них представлен имеющийся в разных регионах страны опыт. На наш взгляд, это хорошее пособие для профкомов. Оно должно стать настольной книгой не только уполномоченных по охране труда, но и председателей профсоюзных комитетов.

В связи с этим необходимо учесть, что Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (приказ

№ 313 от 18.06.03 г.).

Участвовать в реализации данного нормативного акта - значит со стороны профсоюзной организации содействовать предупреждению пожаров, несчастных случаев. Словом, сохранить жизни учеников и педагогов.

Предмет особой заботы профкомов - студенчество, его материальное положение. С 1 сентября повышены размеры стипендий: учащиеся государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования будут получать 140 рублей, а студенты вузов - 400 рублей. Так определено федеральным Законом «О внесении изменений в Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 07 июля 2003 г., № 119-ФЗ. Наша задача - на всех уровнях добиваться реализации столь важного законодательного акта.

И еще. Многие из наших коллег обучаются без отрыва от производства. Много хлопот у заочников при оформлении дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка. Как им помочь? Прежде всего разъяснить трудовое законодательство. Пригласить в профком заочников и ознакомить с приказом Минобразования № 2057 от 13 мая 2003 года, утвердившего формы справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении. Не проведем такой встречи, не окажем членам профсоюза своевременной помощи - жди конфликтной ситуации.

Особенность предстоящего учебного года и в том, что весной в образовательных учреждениях пройдут отчетно-выборные профсоюзные собрания. Рассчитывать на дальнюю перспективу, дескать, времени еще много, просто нельзя. Конечно, составить хронологию сделанного в профсоюзной организации можно и за один день. Но не этого ждут от нас члены профсоюза. Нужен глубокий анализ любого дела. Что удалось, что не получилось? Почему? Важно определить, от чего в нашей практике следует отказаться, что взять на вооружение.

Опыт подтверждает необходимость проведения анкетирования, «круглых столов», отчетов членов профкома в подразделениях.

Например, проанализировать, почему не все работники состоят в профсоюзе. Задача сложная. Но если ее решать сейчас, можно продвинуться вперед. Главное - услышать каждого, дать раскрыться. Вспоминаю встречу с одним из председателей профкомов. На вопрос, как удалось всех охватить профчленством, он ответил: «Думать надо, почему твой коллега не в профсоюзе. Мы поручили каждому члену профкома привлечь к общественным делам по своему направлению двоих-троих отказавшихся от профобъединения. Ведь у любого педагога есть свой «конек». Дали возможность людям проявить себя. Получилось - они стали возвращаться в профсоюз. Теперь проблемы нет».

Чаще всего профкомы критикуют за непредоставление путевок или материальной помощи, отсутствие поддержки при «разгроме» на педсовете или отказе в награждении знаками отличия... Не надо бояться критики. Признать, если были недостатки. Но и разъяснить, что профсоюз - не благотворительная организация. Профком дает оценку, определяет пути реализации тех или иных проблем.

В любом случае наступит время подготовки к отчетам и выборам. Появятся соответствующие планы, чаще всего формальные. Основное внимание уделяем организационным вопросам, что, безусловно, важно. Но, на мой взгляд, прежде всего надо думать о содержании своей работы.

Как-то поинтересовался, как идет подготовка к отчетно-выборному собранию в одном из школьных профкомов. Председатель стала показывать документы. Все было готово - опять же в организационном плане. А когда коснулись отчетного доклада, я удивился: на одной страничке машинописного текста перечислена тематика профсоюзных собраний, проведенных акций протеста, некоторых дел профкома. Расчет был на то, что каждый член профкома дополнит председателя и расскажет, что сделано по его направлению. Повстречался с коллегами и убедился, что их сообщения формальны. Было - стало. Без рассуждений, оценки, видимых перспектив.

Пришлось помогать, раскрыть суть проведенных дел. Оказывается, профком практически создал в школе детский сад. Не с кем оставить ребенка дома, детского сада в селе нет - стали брать детей в школу. Оборудовали помещение - игровую. С ребятами заняты учителя, у которых нет уроков, подменяются. В итоге и детям хорошо, и мамам спокойно.

Или озеленение школы. Нельзя сказать, что раньше в здании не было цветов. Были, но где-то чахлые веточки торчат, где-то давно засохшие растения. Профком поручил учителю физики организовать дело (у биолога много других забот). Так этот физик объединил вокруг себя любителей природы из ребят. Собрали по селу цветы - каждый поделился, чем мог. Биолог проконсультировала, как отростки взять или черенковать отдельные виды. Подготовили для каждого кабинета цветы. В школе стало уютнее.

Можно было бы рассказать и о бесплатных курсах по подготовке к экзаменам в педуниверситет. Многие ведь не имеют высшего образования. Решили помочь. Получилось - пять заочников уже завершают обучение в вузе.

Нашлись энтузиасты по организации наставничества в педколлективе. Позаботились и о средствах массовой информации. Отказались от использования профвзносов на чаепитие и оформили подписку на «Мой Профсоюз», «Учительскую газету», «Позицию», «Солидарность». Теперь педагоги получают полную информацию об изменениях в профсоюзной жизни, образовании.

Из сказанного напрашивается вывод: в работе профкома нет мелочей. Даже о небольших начинаниях надо говорить громко. Ведь это труд наших коллег.

Александр ШРАМ, председатель Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки