- На каждом областном педсовете мы неизменно говорим о проблеме несвоевременной выплаты заработной платы работникам образования. Мы не можем с ней мириться, потому что она унижает учителя, заставляет его находиться в роли просителя. Очень часто нам объясняют происходящее тем, что нет денег. Их и в самом деле нет, вопрос в том, почему? Иногда администраторы просто не прикладывают усилий, чтобы их найти. Скажем, долгое время в Смоленске городские учителя не получали вовремя свои зарплаты. Но вот пришла новая администрация, мэром стал В.Н.Халецкий, заявивший, что защита учителя - дело чести его команды. В короткие сроки в городе была ликвидирована задолженность по зарплате, компенсациям на приобретение методлитературы, выплачены отпускные. А в районных городах и поселках (Ярцево, Духовщина, Ельня, Шумячи, Красный, Глинка, Сафоново, Холм-Жирки) задержанные зарплаты и отпускные выплатили только тогда, когда в дело вмешался лично губернатор Смоленщины В.Н.Маслов, узнавший о ситуации после обращения к нему обкома профсоюза. Иными словами, еще раз подтвердилась довольно нехитрая истина: все зависит от позиции главы администрации.

ЦК профсоюза установил партнерские отношения с Министерством образования РФ, мы же стараемся такие отношения выстраивать с местными органами управления образованием. Самая действенная и эффективная форма - это, конечно, коллективные договора. Правда, понять, что они необходимы, профсоюзные организации школ, вузов, лицеев, ПТУ, дошкольных учреждений смогли не сразу. Но сегодня практически все (90 процентов) первички такие договора имеют, а это значит, могут получать и дополнительные отпуска, и компенсационные выплаты, обговаривать условия премирования, выплаты стимулирующих надбавок и многое другое. Правда, некоторые заключенные договора и соглашения далеки от совершенства, поэтому мы планируем в новом учебном году поработать над приведением их в соответствие с действующим законодательством.

Вообще знание законов - залог того, что педагоги могут отстоять свои права. К сожалению, этих знаний им как раз и не хватает. Поэтому мы предоставляем всем членам областной организации право на бесплатную юридическую помощь. Если дело доходит до суда, а учитель не имеет средств на приглашение адвоката, профсоюз помогает ему составить исковое заявление, оформить все необходимые документы, выступает на судебном заседании в качестве общественного защитника. На счету профсоюза немало выигранных судебных исков.

Можно ли предупредить конфликты, не доводя дело до суда? Конечно, можно. Для этого нужно, чтобы руководители всех уровней проявляли дальновидность, видели в профсоюзных организациях не врага, а партнера, ведь нас должны объединять забота о работниках образования, создание нормальных условий для их деятельности, поиск компромиссных решений в самых непростых ситуациях. Мы находим точки соприкосновения с областным Департаментом образования и молодежной политики, реализуем совместные проекты, проводим конкурсы профессионального мастерства, «Учитель года», смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования и т.д.

Причем очень помогает то, что заместитель начальника департамента Наталья Васильевна Сухорукова входит в состав президиума обкома профсоюза, а я - член коллегии департамента и областной аттестационной комиссии. То есть мы работаем вместе, двери наших организаций - государственной и общественной - друг для друга открыты. Десять лет мы строим нашу работу на основе областного отраслевого соглашения, внося в него те изменения и дополнения, которые требуют жизнь и новые законодательные акты. Победа российского профсоюза - принятие закона, устанавливающего финансовое обеспечение муниципальных школ за счет субвенций из бюджетов субъектов Федерации, - уверена, сделает нашу работу еще более тесной. Теперь и областной профсоюз, и Департамент образования смогут спросить с глав районных и городских администраций за несвоевременное и недостаточное финансирование школ в том случае, когда деньги из областного бюджета будут им выделены в полном объеме.

С 1 октября 2003 года зарплата работников нашей отрасли вырастет на 33 процента, однако уже сейчас ясно, что это увеличение давно «съела» инфляция. Поэтому чрезвычайно актуально нынче ставить вопрос о том, чтобы зарплата возросла и в будущем, 2004 году. Мы уже знаем, что Правительство РФ не запланировало средств на это в проекте бюджета, но это не значит, что мы не будем бороться. Молодой учитель после окончания педагогического вуза получает 800 рублей в месяц, учитель, имеющий 12-й разряд и стаж 10 лет, - 1500 рублей. И это при том, что прожиточный минимум для трудоспособного населения во втором квартале нынешнего года составил 2133 рубля. Если учесть, что в этой сумме 967,46 рубля отведено на приобретение продуктов питания, а 578,84 рубля - на услуги, то и молодой, и опытный учитель может себе позволить немногое. Для нас задача повышения зарплаты вплотную связана с другой - привлечением в школы новых педагогов, превращением учительской профессии в одну из самых престижных. И еще одна очень важная задача - защита работников образования, которые могут стать в ближайшем будущем безработными. Дело в том, что многие школьные здания нуждаются в капитальном ремонте, но деньги на это не выделяются. Сегодня санитарные и противопожарные службы весьма строго подходят к оценке готовности школьных зданий к новому учебному году. На вопрос «Что делать?» некоторые чиновники дают весьма неожиданный ответ: «Закрывать!». При этом мало кто из них думает о том, что детей придется возить в другие школы, а многие учителя в результате потеряют работу. Если властные структуры пойдут на закрытие нескольких десятков сельских школ, мы решительно выступим против.

Мы с пониманием относимся к той позиции, которую сегодня занимает ЦК профсоюза, отстаивая право бюджетников на индексацию зарплаты в 2004 году. Если съезд примет решение о проведении второго этапа Всероссийской акции, то педагоги Смоленщины его поддержат.