Человек, с которым считались президенты, премьеры и министры

Казалось бы, находясь в такой должности, сознавая силу, которую ему давала поддержка многотысячного российского учительства, можно было впасть в популизм, увлечься проведением массовых акций, оказывать силовое давление на власть. Но Владимир Михайлович всегда выбирал для борьбы такие средства, которые могли привести к реальному продвижению в делах, давали нужный результат в интересах дела. Обсуждая проблемы учительства и с Министерством образования, и с другими министерствами, и с вице-премьерами в Правительстве РФ, он не только ставил острые вопросы, не ограничивался констатацией того, что на самом деле плохо, но и всегда предлагал что-то, давал различные варианты решения. В свое время его советы и предложения принимал Борис Николаевич Ельцин, а потом и Владимир Владимирович Путин. В своих выступлениях Яковлев подсказывал выходы из сложнейших ситуаций многим премьерам и делал это в течение последнего десятилетия.

Лично я уважал Владимира Михайловича за его честность - он никогда не кривил душой. Хотя профсоюзы - очень сложное направление общественной деятельности, он всегда выбирал то, что было выгодно самому массовому профсоюзу страны, и никогда - то, что было выгодно лично ему.

За несколько дней до его смерти я специально приехал в Онкоцентр на Каширке вместе со своим первым заместителем Григорием Артемовичем Балыхиным. Мы знали, что лучше всего для Яковлева - узнать об успехах того дела, которое он продвигал. Поэтому мы привезли ему закон, подписанный В.В.Путиным, который предусматривает возвращение российской школы с муниципального уровня на государственный. Мы благодарили Владимира Михайловича за то, что именно он несколько лет назад в открытом письме Президенту России предложил принять такой документ. Шли годы, он отстаивал свою позицию, наконец, ее принял президент. Еще исполняя обязанности Президента России, Владимир Владимирович услышал выступление Яковлева в Кремлевском Дворце на съезде учителей, эта идея ему понравилась, он понял, как важно то, что отстаивает В.Яковлев. И вот 8 июня закон, внесенный в Госдуму РФ уже В.Путиным, был окончательно утвержден. Могу сказать, что эта идея досталась мне и моей команде, когда мы пришли в Минобразование РФ, и все эти годы Яковлев не давал нам возможности, не допускал даже мысли о том, чтобы от нее отступить. Он сделал нас своими единомышленниками. Жизнь доказала правоту Владимира Михайловича, хотя и поныне есть сомневающиеся в правильности принятого решения, упрекая нас в том, что мы разрушаем местное самоуправление. Но главное то, что сегодня учителя будут получать зарплату из государственного бюджета на уровне субъектов Федерации.

Я могу привести еще много примеров, когда конструктивное решение по тому или иному вопросу было принято именно так, как предлагал Владимир Михайлович, благодаря его последовательной и твердой позиции. Один из последних примеров - фактически Яковлев и его профсоюз стеной встали на пути скороспелых решений по реформированию заработной платы учителей в стране, по передаче их, в условиях неподготовленности, в субъекты Федерации. Все это события нескольких месяцев последнего года, а сколько их было за все те годы, когда Владимир Михайлович возглавлял профсоюз народного образования и науки! Могу сказать, что российскому образованию будет очень не хватать Владимира Михайловича Яковлева, человека, у которого все мы и лично я постоянно учились гражданскому мужеству и государственному подходу во всем, что касается российского образования в целом и каждого работника образования в отдельности.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования России

С ним можно было идти не только в разведку, но и в бой

Владимир Михайлович Яковлев внес большую лепту в то, что мы, с одной стороны, развивали образование - он очень поддержал создание Базисного учебного плана и введение дифференцированного образования по выбору, то конструктивное дело, которое пошло потом в массы. С другой стороны, без помощи Яковлева мы бы не остановили приватизацию учебных заведений, планы которой были уже разработаны. Мы вместе отменили Указ президента и постановление правительства, которые предполагали принять закон о приватизации к 1 июня 1994 года. Нас давили чубайсы, но мы устояли. Мы остановили обвальную, неподготовленную ваучеризацию образования в ситуации, когда инфляция составляла 3000 процентов в год, хотя от нас требовали ежеквартальных отчетов в Мингосимущество о ходе ваучеризации. И приватизация, и ваучеризация были в планах действия правительства на 1992-1994 годы. Вместе с профсоюзом мы все это сумели отменить. Сегодня это кажется фантастикой, но это было. И если бы не помощь, не поддержка, не участие Яковлева, мы бы никогда не победили.

Яковлев не дал окончательно передать учреждения профтехобразования на региональный и муниципальный уровень, здесь мы снова сумели добиться отмены уже принятых решений, в результате за последующие годы нам удалось сохранить при федеральном финансировании всю систему профтехобразования.

Евгений ТКАЧЕНКО, министр образования РФ в начале 90-х годов

Настоящий патриотизм доказывается делом

Конечно, вся сфера образования и науки понесла очень тяжелую потерю. Ушел один из бойцов за развитие российского образования, за приобретение им нового качества и за сохранение его традиций. С Владимиром Михайловичем мы познакомились в 1991 году, я был председателем Комитета по науке и образованию Верховного Совета РСФСР, он возглавлял профсоюз. Вспоминаю работу с ним над первой редакцией Закона «Об образовании». Тогда он внес много очень правильных и нужных дополнений, с его помощью удалось создать закон, который был признан в то время одним из самых прогрессивных. В законе было учтено очень много положительного, он дал толчок к развитию образования на новом демократическом этапе. Владимир Михайлович разрабатывал профсоюзный вариант Указа президента №1, он внес в текст ту часть, которая касалась социальной защиты работников образования, и она осталась в Указе, потому что была прописана очень грамотно и точно. Владимир Михайлович всегда отстаивал такие позиции, благодаря которым нам удалось защитить от приватизации государственную систему образования. Эта система живет до сих пор, а система негосударственного образования развивается параллельно.

Владимир Михайлович Яковлев очень много сделал для системы профтехобразования. Он яростно боролся против передачи ПТУ на региональный и муниципальный бюджеты, за то, чтобы сохранить систему профтехобразования как единую государственную систему. То, что тогда не удалось нам вместе решить до конца из-за противодействия чиновников, сегодня обернулось большими проблемами в кадровом обеспечении нашей промышленности.

Яковлева считают традиционно защитником учителей. Но мы знаем, как он защищал научные учреждения и работников науки, плотно взаимодействуя с профсоюзом Российской академии наук, с различными научными подразделениями НИИ, отраслевых институтов, вузов.

Владимир Михайлович был замечательным человеком. Он был всегда прям, настроен на работу, но очень душевно относился к людям. Мне горько, печально, что такое случилось. Я знал о его болезни, я видел, как мужественно он переносил ее. До последнего вздоха он не давал себе передышки, все время работая над документами. На последних заседаниях, обсуждавших отмену ЕТС и введение новой системы оплаты труда бюджетников, он как мог защищал их интересы и права. И только благодаря настойчивому, деятельному поведению Яковлева удалось добиться, чтобы судьба новой системы оплаты работы учителей, которую предлагали чиновники, с самого начала была уже предрешена - введение ее в том виде, в каком предлагали, отложено.

Владимир Михайлович всегда был активнейшим борцом за интересы народного образования, за интересы науки. Он был истинным патриотом России.

Владимир ШОРИН, председатель президиума Самарского научного центра РАН, председатель исполнительного комитета федеральной целевой программы «Интеграция».

Рыцарь науки

Это был умный, необычайно обаятельный и тактичный человек. В этом смысле он притягивал к себе людей, даже тех, кто имел подчас другую точку зрения по тому или иному вопросу.

С другой стороны, Владимир Михайлович был очень принципиален, я наблюдал его в некоторых трудных ситуациях, когда стоял вопрос о судьбе финансирования бюджетников, о продвижении каких-то законов. Будь то совещание у вице-премьера, съезд или заседание, он неизменно был принципиален и умел говорить очень честно.

Владимир Михайлович был очень авторитетен. Даже для того, кто у нас в университете не знал его в лицо, имя Яковлева было всегда связано с отстаиванием справедливости. Он любил страну, людей, он был патриотом. Поэтому всегда поддерживал российскую науку. Они с председателем профсоюзной организации РАН были в очень хороших дружеских отношениях, координировали свою деятельность. Когда профком РАН что-то предлагал, можно было не сомневаться: все это обсуждалось с Яковлевым и одобрено им до того. Надо сказать, что в ряде случаев, когда принимались законы о науке, о высшем образовании и т.д., позиция Профсоюза работников народного образования и науки, ученых и профкома РАН всегда была общей.

ЦК профсоюза был одним из учредителей конкурса «Учитель года России». Мы часто сидели рядом с Владимиром Михайловичем и при подведении итогов, и на различных заседаниях. Обсуждали с ним все перипетии конкурса, говорили о том, как сложится судьба тех, кто победил, и тех, кого победа обошла, о том, что изменяет конкурс в судьбе российского учительства.

Обо всем он рассуждал с высоких позиций человека, приносящего пользу людям. Это чувство, судя по тому, как он выкладывался в работе, было у Владимира Михайловича Яковлева врожденным.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН, председатель Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»

Такие люди встречаются редко

С болью узнал о смерти Владимира Михайловича Яковлева и выражаю искренние и глубокие соболезнования его семье. Он мужественно боролся с болезнью, предпочитая не говорить и не показывать, как ему трудно. Он работал до последнего дня, не давая себе поблажек, и только самые близкие люди могли догадываться, чего это ему стоит.

Я с большим уважением отнесся к тому, что Владимир Михайлович обратился ко всем фракциям Госдумы РФ с предложением подписать договор о сотрудничестве. К сожалению, только «Яблоко» откликнулось на его предложение. Мы всегда считали и считаем, что образование и наука - наши главные приоритеты, в этом мы с профсоюзом совпадали. Причем мы не только так говорим, но и делаем то, что в наших силах, конечно, дело, начатое Яковлевым, мы продолжим - будем и дальше сотрудничать с профсоюзами. Это помогает нам готовить нужные бюджетникам законы.

Считаю, что мне выпала удача поработать с Владимиром Михайловичем в последние годы: в том, что Госдума принимала важные для образования и науки законы, есть его огромная личная заслуга. Владимир Михайлович был удивительным человеком, он мог быть деликатным и тактичным, твердым и решительным. Мы будем помнить о нем, продолжать его дела.

Владимир Михайлович был человеком, которые редко встречаются, поэтому я бесконечно скорблю о его уходе.

Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ