А дети, хоть и растут быстро, но не настолько же. Поэтому, думая о детских проблемах и путях их решений, наш чиновник полагает, что занимается исключительно благотворительностью, а не перспективным вложением в будущее страны.

В марте 2003 года Госдума России приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Внесен он был от имени Президента России. Основная цель этого законопроекта - разграничить полномочия, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Однако наряду с положительными моментами, заключенными в проекте, в нем оказались заложены нормы, которые не только не сообразуются с Конституцией РФ, но могут вызвать ухудшение демографической ситуации и еще большее расслоение общества. В законопроекте этом в частности предлагается вопрос «социальной поддержки детей-сирот, беспризорных, семей, имеющих детей, одиноких и многодетных матерей» из предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов полностью передать регионам. Мол, у нас в государственном бюджете на эти пустяки денег нет.

К сожалению, возлагая эти социальные обязательства на бюджеты субъектов Российской Федерации, конкретные финансовые механизмы для решения проблемы не предложил никто.

В случае принятия этого законопроекта (а он, напомню, уже благополучно преодолел первое чтение в Думе) в федеральном бюджете 2005 года уже не будет ассигнований ни на ежемесячные детские пособия, которые финансируются сейчас через Фонд компенсаций, ни на организацию оздоровительной кампании детей и подростков, ни даже на подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» или «Дети-сироты», что входят сейчас в программу «Дети России». Да и сама эта многострадальная программа, которая и без того задыхается от недофинансирования, начнет медленно, но верно угасать.

Бремя же решений всех этих проблем (которые, понятно, никуда не денутся, даже если правительство зароет голову в песок) будет возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации. И это при том, что федеральный центр и сегодня-то не особо обременяет себя поддержкой семей с детьми. Его затраты на одного ребенка из малообеспеченной семьи в среднем в месяц составляют 260 рублей. В эту умопомрачительную сумму включаются абсолютно все виды пособий с периода беременности матери и до достижения ребенком 16 лет.

Да, в последний год-два совместными усилиями всех более или менее заинтересованных структур удалось несколько увеличить объемы финансирования государственной поддержки семей с детьми и отчасти нормализовать выплаты ежемесячных детских пособий, хотя с задолженностями пока так и не удалось разобраться в полной мере.

И тем не менее к слабым, но все же достижениям стоит отнести то, что с 2001 года выплата ежемесячных пособий на детей была переведена на федеральный уровень. Ежегодно 22 млрд. рублей выделяется на эти цели в нашем федеральном бюджете. По-видимому, «счетоводы» в правительстве посчитали, что это слишком огромные и нецелесообразные потери. Поэтому и решили отказаться от своих обязательств, переложив их на чужие плечи.

Только не надо повторять сказочку о том, что государство у нас бедное-несчастное, и вспоминать про пряники, «которых всегда не хватает на всех». Суммарные расходы федерального центра на пособия по материнству и детству, на отдых и оздоровление детей, на финансирование программы «Дети России» составили всего 60 млрд. рублей, или 2 процента общих расходов федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования РФ в 2003 году. А на содержание, например, далеко не бедствующих наших чиновников Россия тратит в год на 6 млрд. рублей больше, чем на все детские программы и проблемы .

Крайне низким остается размер ежемесячного пособия на ребенка. Он составляет сейчас 70 рублей в месяц, или 3,7 процента прожиточного минимума. Замечу: даже в 1999 году (когда наша страна, если верить аналитикам, находилась в еще большей экономической дыре) этот показатель был равен 6 процентам. Так что все дело не в бедности и не в кризисах.

Нельзя сказать, что никто совсем уж ничего не пытался сделать для изменения постыдной ситуации. Депутаты Госдумы РФ выдвинули несколько инициатив по увеличению размера пособия. В одном проекте ежемесячное пособие на ребенка предлагалось увеличить до 500 рублей, а при рождении второго ребенка - еще на 20 процентов. В другом законопроекте сумма предлагаемого пособия была поменьше - 300 рублей, правда, для детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, ее предполагалось удвоить. Нетрудно догадаться, какое заключение дало по этим двум законопроектам наше родное правительство. Естественно, отрицательное. Денег нет. Между тем последние два года мы имеем профицит бюджета. В 2002 году он составил 178 млрд. рублей, в 2003-м - 72 млрд. рублей. Но эти деньги, видно, жаль на детей тратить.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что большой проблемой, по крайней мере для 34 субъектов Российской Федерации, остается задолженность перед гражданами по выплате ежемесячного пособия на ребенка. Несмотря на то что объем этой задолженности сократился с 30,3 млрд. рублей в 1999 году до 9,3 млрд. рублей в 2003 году, это не повод для бурной радости. Во-первых, потому, что сумма по-прежнему достаточно велика, а во-вторых, потому, что это не столько регионы справились с проблемой, сколько федеральный центр деньжат подбросил. То есть, иными словами, в одиночку с этим вопросом местные власти за редким исключением совладать не в состоянии. А между тем именно на них и собираются возложить всю ответственность, всю тяжесть финансирования детских программ правительственные чиновники под молчаливое одобрение депутатов.

Никто словно не хочет понять, что при такой ситуации на местах федеральная власть получит только исключительно отрицательный результат - рост задолженности по выплате ежемесячных пособий на детей, увеличение числа обращений родителей в судебные инстанции, снижение и без того низкого уровня рождаемости, социальный взрыв, в конце концов. Ибо в силу ограниченности средств в местных бюджетах без финансовой поддержки федерального центра даже самым сильным в экономическом плане регионам не обойтись. Да, и в конце концов налоги-то наши граждане платят не только и даже не столько в местный бюджет, сколько в бюджет федеральный. Спрашивается, зачем? Для прокорма федерального государственного аппарата со всеми его министерствами и ведомствами?

Что же касается того - я бы сказала, весьма риторического - вопроса, найдут ли субъекты Федерации средства на поддержание семей, детских программ и пр., ответ известен заранее. Ведь еще свежа в памяти ситуация, когда до 2001 года регионы из своих средств выплачивали детские пособия. То есть речь даже не шла о всем комплексе решения детских проблем, как это предлагается сегодня. Только пособия - ничего больше. И что же? Лишь в девяти из 89 регионов России не было задолженности перед семьями. Неужели это ничему не научило федеральный центр? Ведь только полностью изменив механизм финансирования выплаты ежемесячного пособия на ребенка и переведя эту проблему полтора года назад на федеральный уровень, мы с трудом начали выбираться из долговой ямы, позволив обеспечить текущие выплаты и существенно снизить задолженность.

Так что же, спрашивается, делать? Ну, во-первых, стоит спросить со своих депутатов, которые сейчас как раз разъехались на каникулы по регионам и проводят там встречи с избирателями, почему они столь равнодушны к нашим детям. А во-вторых, потребовать от них поддержки направляемых в правительство предложений по увеличению ассигнований на повышение размера ежемесячного детского пособия при разработке проекта федерального бюджета на будущий год.

И уж, разумеется, ни в коем случае не допустить исключения социальной поддержки детей из вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.