Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Это, пожалуй, самая острая проблема, с которой сталкиваются дети-сироты, покидающие в назначенный час детские дома, интернаты, они входят в самостоятельную жизнь, не имея зачастую своего места в жизни, крыши над головой, часто оказываются просто на улице. Судьба таких ребят складывается, мягко говоря, не лучшим образом.

Недавно наше министерство совместно с Минфином, Минэкономразвития, Мин-трудом и Госстроем решили в рамках одной из существующих федеральных целевых программ осуществить разработку подпрограммы «Строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В Правительство РФ будет внесен проект распоряжения о разработке данной программы.

Но это не единственные меры по улучшению положения детей-сирот. В Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены некоторые изменения. В частности, детям-сиротам от 18 до 23 лет предусматривается теперь предоставление жилплощади и после 23 лет - до момента завершения учебы.

Единовременное денежное пособие при трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей повышается с 500 до 1500 рублей. В связи с тем, что в регионах очень часто дети из вышеназванной категории по окончании учебного заведения не получают жилплощадь и вынуждены жить в интернатах, общежитиях или даже на улице, в статью 8 также вносятся изменения, а именно: руководителям детских учреждений и опекунам предлагается направлять запросы в органы опеки и попечительства о наличии жилой площади и качестве жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний. На основании этого запроса органы опеки принимают решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий или предоставлении новой.

Из нововведений в данной сфере можно назвать упорядочение системы учета граждан, нуждающихся в жилье. Соответствующим органам исполнительной власти РФ предписывается вести централизованный учет этой категории людей. Одновременно устанавливаются четкие обязанности и полномочия органов местного самоуправления.

В последнее время остро встала проблема деления правомочий между органами опеки в тех случаях, когда несовершеннолетний проживает на территории одного органа опеки, а его имущество находится на территории другого. Поэтому необходимо законодательно закрепить, какому органу опеки (по месту жительства или по месту нахождения имущества) разрешается совершать сделки с недвижимостью. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетнего признается место жительства законных представителей, усыновителей или опекунов. Поэтому именно этот орган опеки (по месту жительства) должен принимать решение в вышеуказанных сделках.