А с 2002 года начались серьезные реформы, которые касаются всех этапов финала.

Начнем с подготовки к Всероссийскому финалу. Теперь победители региональных конкурсов должны представить не только традиционный комплект документов, но и творческое сочинение «Школа и общество», а также видеоматериалы на компакт-диске в цифровом формате: видеопрезентация, представление региона и своей школы, зарисовка с внеклассного мероприятия, записи, сделанные на региональном этапе конкурса, уроки конкурсанта на его рабочем месте.

Но основные новшества ждут участников на первом этапе финала. Каждый конкурсант должен дать в московской школе два открытых учебных занятия. Первое - по преподаваемой дисциплине. Урок длится двадцать минут, тему и класс определяет испытуемый. Второе - в соответствии с выбранной номинацией. Называется это задание «Творческая мастерская», длится 30 минут (плюс 10 минут самоанализа). Класс участник конкурса выбирает сам, заранее, а тему мастерской узнает за день до ее проведения, она будет точно соответствовать материалу, который изучается в данный момент классом.

Как будет происходить выбор номинации? В своих заявках, которые уже поступили в оргкомитет конкурса, каждый участник отмечает три приглянувшиеся ему номинации - по одной из трех блоков.

Первый блок

1. Лучшие традиции в образовании.

2. «Сердце отдаю детям».

3. Гражданское и патриотическое воспитание.

Второй блок

1. Вдохновение и артистизм.

2. Учитель-исследователь.

3. Практико-ориентированное образование.

Третий блок

1. Инновационные формы обучения.

2. Информационные технологии.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Конкурсант обосновывает свой выбор в отдельной «записке». После обобщения всех заявок участнику будет предложено принять участие в той из трех номинаций, которую выберет большинство.

Кроме того, обязательным этапом первого тура стал дискуссионный клуб. В 2003 году на обсуждение выносится тема «Школа и общество».

Во второй тур, как и в прошлом году, выходят до 30 человек - победители в первом туре. Они участвуют в пресс-конференции, темы которой объявляются в день ее проведения, и проводят мастер-классы (новинка 2002 года). Тему мастер-класса объявляет номинационное жюри за день до проведения. Оценивает участников конкурса на этом этапе Большое жюри, детское жюри и жюри из участников Межрегионального клуба «Учитель года».

Кстати, перемены в этом году ждут и вершителей судеб «пеликанов». Впервые создано Положение о жюри, где подробно расписаны права и обязанности судейской коллегии, принципы формирования номинационных, предметных и Большого жюри. С первыми двумя судейскими составами никаких изменений не произошло. Это педагоги, ученые, методисты, сотрудники ИПК, участники конкурса прошлых лет, представители учредителей конкурса и так далее. А вот к членам Большого жюри отныне будут предъявляться особые требования. Во-первых, после пяти лет в составе «ареопага» человек обязан на три года покинуть конкурс. Во-вторых, в Большом жюри будет организовано представительство различных научных и образовательных структур: Российской академии образования, Российской академии наук, региональных институтов повышения квалификации, Всероссийского совета по непрерывному педагогическому образованию. Оценивать участников второго тура будут также обладатели звания «Народный учитель России», именитые директора школ, победители конкурса прошлых лет (по два человека), победитель прошлого года. По результатам жеребьевки в этом году в состав Большого жюри будут приглашены представители шести регионов:

- Владимирская область,

- Северная Осетия (Алания),

- Нижегородская область,

- Тюменская область,

- Томская область,

- Приморский край.

И председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области - региона, подготовившего прошлогоднего победителя.

Лишь одно остается неизменным в эпоху конкурсных перемен - председатель Большого жюри Виктор Антонович Садовничий и момент объявления обладателя Хрустального пеликана.