В каждом субъекте Федерации конкурс организуют по своему разумению. Где-то стараются точно повторить московскую модель, чтобы будущий участник осеннего финала в столице мог адаптироваться к испытаниям заранее. В других территориях придумывают форму проведения педагогического состязания сами. Это говорит о том, что «Учитель года» давно перестал быть только конкурсом. Он стал профессиональным педагогическим движением, главная задача которого - развивать местное образование. Конкурсные испытания показывают уровень школьного, дошкольного, дополнительного, среднеспециального образования того или иного региона. Материалы, представленные на конкурс, - это опыт ярких педагогов, которые зачастую не имеют другого шанса попасться на глаза методистам, управленцам, авторам учебников. Так что вполне естественно, что организаторы сами решают, какую форму проведения «Учителя года» выбрать.

Например, в Республике Карелия в этом году от традиционной модели остался только открытый урок (импровизированный, в соответствии с программой класса, которую выбрал конкурсант), «Визитная карточка» и пресс-конференция. Остальное придумали местные организаторы. Дополнительные испытания были связаны с интернет-технологиями. Еще до конкурса претенденты на звание учителя года Карелии-2003 начали учиться на курсах в Карельском региональном Центре Федерации Интернет Образования. После первого тура педагогам вручили дипломы тьюторов и сразу заставили продемонстрировать полученные знания. Конкурсанты защищали свои курсовые работы «Интернет на уроке» и делились своими концепциями в чат-дискуссии «Расписание на завтра». На сайте карельского конкурса об этом рассказано так: «... «чатились» по очень серьезным вопросам. Все общались под псевдонимами, никто не знал, кто под каким именем вошел в чат. Ведущие - члены жюри - задавали тему общения и направляли разговор. Аудитория наблюдала за всем происходящим на большом экране в конференц-зале и тоже подавала реплики». Пятерка финалистов продемонстрировала домашнее задание - «классный» праздник, спела караоке и приняла участие в представлении своего учебного класса.

По-разному подходят организаторы региональных конкурсов к формированию номинаций. В Кировской области просто определили лучших педагогов дополнительного дошкольного и общеобразовательного учреждений. В Алтайском крае решили не отказываться от предметных номинаций, учителя соревновались по предметным областям: «Начальная школа», «Естественно-научные дисциплины», «Гуманитарное образование», «Культура». А в Вологде на первом этапе конкурса учителя делились по предметному принципу (защищали свою педагогическую концепцию и давали открытый урок), а на втором этапе, во время уроков-импровизаций, жюри судило конкурсантов в соответствии с проблемными номинациями: «Традиции и новаторство в образовании», «Инновации и развивающее обучение», «Практико-ориентированное обучение», «Здоровьесберегающие технологии», «Учитель-воспитатель». Довольно типичный набор на региональных конкурсах нынешнего года.

Пока точных данных, кто какие номинации вводил, не существует. Поэтому рискнем провести небольшое социологическое исследование, опираясь на сведения, полученные от информационных агентств и от журналистов «Учительской газеты». В исследовании принимают участие девять регионов - Республика Мордовия, Амурская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, Вологодская область, Брянская область, Башкортостан, Красноярский край, Самарская область. Кто-то ограничился четырьмя номинациями, кто-то предложил педагогам четырнадцать (количество номинаций напрямую зависит от количества участников регионального конкурса), но почти все, семь из девяти, выбрали «Лучшие традиции в образовании». Популярны также «Инновации в образовании и развивающее обучение», «Учитель-воспитатель» и «Практико-ориентированное образование». Пять из девяти регионов считают, что важно увидеть, как учителя покажут себя в номинациях «Информационные технологии», «Активные формы обучения», «Здоровьесберегающие технологии».

Но какие бы формы проведения конкурса ни предпочитала та или иная территория, главное - выбрать не автомат, который послушно заучит конкурсные задания, а умного, талантливого педагога, который останется самим собой даже на «страшном» Всероссийском финале и не испугается любых московских новшеств.