Такого рода вопросы уже несколько лет поступают в адрес нашей редакции, к сожалению, пока в ответах порадовать читателей не приходится. Медицинские работники учреждений образования права на пенсию за выслугу лет не имеют ни в связи с педагогической деятельностью, ни в связи с лечебной. Такая же ситуация сложилась и у педагогических работников, работающих в медицинских учреждениях. Этот вопрос остается нерешенным уже многие годы. Но чтобы как-то успокоить таких работников, во всяком случае подарить им хотя бы надежду, представляем для обсуждения проект федерального закона, призванный разрешить эту пенсионную проблему. Конечно, принятие такой поправки в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - процесс долгий, положительный результат не гарантирован и зависит от решения каждого депутата Госдумы. Но именно избиратели могут повлиять на решение депутатов при голосовании. А избиратели - это все мы вместе. Поэтому ждем ваших отзывов в адрес редакции, обращайтесь и к депутатам Государственной Думы от ваших округов. Может быть, именно в этот раз предлагаемые поправки пройдут все чтения, ведь предвыборная кампания в Госдуму уже фактически стартовала.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (в части расширения круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической и медицинской деятельностью в учреждениях для детей)

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

——————————

Образовательное право: примечание

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 утратили силу.

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 256101-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Изучив проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, А.В. Шишловым, Н.Ф. Герасименко, Д.Н. Абраменковым и другими, сообщаем.

1. Законопроектом предлагается внести изменения в подпункты 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако эти изменения не согласуются в целом со статьей 28 указанного Федерального закона, которая предусматривает только сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии за отдельными категориями граждан, указанными в данной статье.

2. Если же законопроект будет принят в предложенной редакции, то необходимо обратить внимание на следующее:

Статьей 2 устанавливается, что финансирование расходов, предусмотренных статьями проекта, производится из источников, за счет которых осуществляются выплаты трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при внесении в настоящий Федеральный закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений и дополнений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому он должен быть представлен на предварительную экспертизу в Пенсионный фонд Российской Федерации (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1).

4. Положение статьи 3 о поручении (предложении) Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым Федеральным законом предлагается исключить (см. постановление Государственной Думы от 27.09.2002 г. № 3093-III ГД).

Проект

№ 256101-3

Федеральный закон

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

(о расширении круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической и медицинской деятельностью в учреждениях для детей)

(внесен 29.10.2002, принят в первом чтении 11.04.2003, второе чтение планируется на 17.09.2003)

Статья 1.

Внести в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 52, ст. 4920) следующие изменения и дополнения:

1. Подпункт 10 пункта 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:

«лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях (подразделениях организаций, не относящихся к образовательным учреждениям) всех типов, видов и организационно-правовых форм для детей, независимо от их возраста;».

2. Подпункт 11 пункта 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:

«лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также в образовательных учреждениях (подразделениях организаций, не относящихся к образовательным учреждениям) всех типов, видов и организационно-правовых форм для детей, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;».

Статья 2.

Финансирование расходов, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, производится из источников, за счет которых осуществляются выплаты указанной пенсии.

Статья 3.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 4.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (в части расширения круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической и медицинской деятельностью в учреждениях для детей)

Проект федерального закона содержит новую редакцию пункта 10 и пункта 11 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Концепция законопроекта предусматривает предоставление права на досрочную трудовую пенсию по старости работникам, занятым педагогической деятельностью в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях для детей, а также работникам, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в образовательных учреждениях для детей.

В Государственную Думу в последние годы поступают многочисленные обращения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, педагогических и медицинских работников по вопросу назначения пенсии за выслугу лет, ныне - досрочной трудовой пенсии по старости, работникам, занятым педагогической деятельностью в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях для детей, а также медицинским работникам школ, школ-интернатов, детских домов, детских дошкольных учреждений и других учреждений для детей. Это - особая категория педагогических и медицинских работников, которая работает с детьми на стыке системы образования и системы здравоохранения. Иными словами, это - педагогические работники, занятые в учреждениях здравоохранения, и медицинские работники, занятые в учреждениях образования.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Государственная Дума на протяжении последних лет неоднократно обращала внимание Правительства Российской Федерации на необходимость включения указанных категорий работников в связи с особыми условиями их труда в соответствующие списки, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, ныне - досрочная трудовая пенсия по старости.

Беспокойная ситуация складывалась и с назначением пенсии за выслугу лет педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений и ведомственных дошкольных учреждений для детей, являющихся подразделениями организаций, не относящихся к образовательным учреждениям и не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

Указав на типы, виды и организационно-правовые формы образовательных учреждений и тем самым обозначив категории педагогических работников негосударственных образовательных учреждений и ведомственных дошкольных учреждений для детей, авторы законопроекта расширили и конкретизировали концепцию действующей статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и привели данную статью в соответствие со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой государственные и муниципальные образовательные учреждения, классифицируются по типам и видам.

Предоставление права на досрочную трудовую пенсию по старости позволит обеспечить социальную справедливость в отношении указанных категорий работников, добиться сохранения квалифицированных кадров в сфере образования и здравоохранения, а тем самым улучшить медицинское обслуживание детей и повысить качество их обучения.

Поскольку данный вопрос Правительством Российской Федерации до сих пор не решен, предлагаем решить проблему пенсионного обеспечения указанных категорий педагогических и медицинских работников путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законопроект, в случае его принятия, повлечет дополнительные расходы на выплату досрочных трудовых пенсий по старости из источников, за счет которых осуществляются выплаты указанной пенсии.

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в части расширения круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической и медицинской деятельностью в учреждениях для детей)

Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов на выплату трудовых пенсий по старости ранее достижения установленного законом возраста (далее: досрочных трудовых пенсий по старости):

- педагогическим работникам ведомственных дошкольных учреждений для детей;

- педагогическим работникам негосударственных общеобразовательных учреждений для детей;

- педагогическим работникам лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений для детей;

- медицинским работникам образовательных учреждений для детей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для назначения педагогическим работникам образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости является наличие выслуги не менее 25 лет.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для назначения медицинским работникам досрочной трудовой пенсии по старости является наличие выслуги не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

1. По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2002 года количество ведомственных дошкольных учреждений для детей от общего числа дошкольных учреждений для детей в среднем по Российской Федерации составило 14,6%.

Численность педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей (75 тысяч 352 человека) от общего числа педагогических работников всех дошкольных учреждений для детей Российской Федерации (608 тысяч 650 человек) составила 12,4%.

В связи с тем, что в существующих формах статистической отчетности Государственного Комитета по статистике Российской Федерации (85-К; 3-ДС и др.) данные о численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений со стажем работы 25 лет и более не предусмотрены, в расчетах суммы затрат данного федерального закона в качестве исходных использованы данные о численности педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей со стажем работы свыше 15 лет, которая составила 32 тысячи 704 человека, или 5,4% от общей численности педагогических работников дошкольных учреждений для детей Российской Федерации. Логично предположить, что численность педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей со стажем от 15 до 25 лет составляет две трети части от общей численности педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей со стажем свыше 15 лет. В этом случае численность педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей со стажем свыше 25 лет составила 10 тысяч 901 человек. Следует также исключить численность педагогических работников дошкольных учреждений для детей, которым уже назначена трудовая пенсия по старости.

Поскольку необходимые статистические данные отсутствуют для расчета последней обозначенной позиции, в расчете использованы статистические данные по состоянию на начало учебного 2001/2002 года, согласно которым численность педагогических работников в школах системы Министерства образования, которые достигли пенсионного возраста, составила 10,5% (156 тысяч 111 человек) от общей численности педагогических работников школ системы Министерства образования (1 млн. 485 тысяч 937 человек).

Предположим, что и численность педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей, получающих трудовую пенсию по старости, также составляет 10,5% (7 тысяч 912 человек) от общей численности педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей (75 тысяч 352 человека).

Тогда численность педагогических работников ведомственных дошкольных учреждений для детей, нуждающихся в досрочной трудовой пенсии по старости, составит: 10 тысяч 901 человек - 7 тысяч 912 человек = 2 тысячи 989 человек.

По состоянию на 1 января 2002 года средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений, включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат составил 628 руб. 54 коп. С учетом компенсационных выплат средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений составил 740 руб. 54 коп.

Таким образом, исходя из имеющихся статистических данных по состоянию на 1 января 2002 года и начало учебного 2001/2002 года, полная сумма расхода при назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам ведомственных дошкольных учреждений для детей составит без учета инфляции в среднем: 2989 человек х 740,54 руб. = 2 млн. 213 тыс. руб. в месяц или 26 млн. 556 тыс. руб. в год.

2. По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, по состоянию на начало учебного 2001/2002 года численность негосударственных общеобразовательных учреждений для детей (662) составила 1% от численности государственных общеобразовательных учреждений для детей (66 тысяч 135).

Численность педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений для детей составила 19 тысяч 156 человек, или 1,3% от численности педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений для детей (1 млн. 485 тысяч 937 человек).

Согласно статистическим данным, по состоянию на начало учебного 2001/2002 года численность педагогических работников школ Российской Федерации, которым уже назначена как трудовая пенсия по старости, так и досрочная трудовая пенсия по старости, составила 23,3% (388 тысяч 27 человек) от общей численности педагогических работников школ Российской Федерации (1 млн. 661 тысяча 778 человек). Из них численность педагогических работников школ Российской Федерации, которым назначена трудовая пенсия по старости, составила примерно 10,5% от общей численности педагогических работников школ Российской Федерации. Тогда численность педагогических работников школ Российской Федерации, получающих досрочную трудовую пенсию по старости, составила 12,8% от общей численности педагогических работников школ Российской Федерации.

По аналогии численность педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, также составляет 12,8% от общей численности педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений, или 2 тысячи 452 человека.

Таким образом, исходя из имеющихся статистических данных по состоянию на 1 января 2002 года и начало учебного 2001/2002 года, полная сумма расхода при назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам негосударственных общеобразовательных учреждений для детей составит без учета инфляции в среднем

2452 человека х 740,54 руб. = 1 млн. 816 тыс. руб. в месяц или 21 млн. 792 тыс. руб. в год.

3. В связи с отсутствием точных статистических данных о численности работников, занятых педагогической деятельностью в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях для детей, а также статистической отчетности о численности указанных педагогических работников, имеющих выслугу не менее 25 лет, для расчетов использованы экспертные оценки специалистов Министерства образования Российской Федерации.

Численность работников, занятых педагогической деятельностью в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях для детей, составляет примерно 15 тыс. человек.

Предположим, что из них численность педагогических работников, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости (так же, как и для педагогических работников школ) составляет 12,8% , или 1 тысяча 920 человек.

Таким образом, полная сумма расхода при назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений для детей составит без учета инфляции в среднем

1920 человек х 740,54 руб. = 1 млн. 422 тыс. руб. в месяц или 17 млн. 064 тыс. руб. в год.

4. В связи с отсутствием точных статистических данных о численности работников, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в образовательных учреждениях для детей, а также статистической отчетности о численности медицинских работников, имеющих выслугу не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, для расчетов использованы экспертные оценки специалистов Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Численность работников, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в образовательных учреждениях для детей, составляет 87 тысяч человек.

По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2002 года численность врачей и среднего медицинского персонала системы здравоохранения Российской Федерации составляла 1 млн. 981 тыс. 139 человек, в том числе получавших пенсию за выслугу лет (со стажем 25 лет и более) 336 тыс. 703 человека, или 17% от общего числа работников.

Примем по аналогии, что численность работников, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в образовательных учреждениях для детей, получающих пенсию за выслугу лет, также составляет 17%, или 14 тыс. 790 человек от общего числа работников, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в образовательных учреждениях для детей.

Тогда численность работников, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в образовательных учреждениях для детей со стажем менее 25 лет составляет 72 тыс. 210 человек.

Из них численность врачей и среднего медицинского персонала в возрасте 45-54 лет, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, составляет примерно 20%, или 14 тысяч 442 человека.

Следует учесть тот факт, что большая часть медицинских работников работает в образовательных учреждениях, расположенных в городах, и выслуга для них составляет 30 лет. Кроме того, в образовательных учреждениях для детей из числа медицинского персонала работают в основном женщины, поэтому выслуга у них появляется, как правило, при достижении пенсионного возраста.

По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2002 года 71% врачей и среднего медицинского персонала системы здравоохранения Российской Федерации работало в лечебных учреждениях, расположенных в городах.

По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2002 года из общего числа врачей системы здравоохранения Российской Федерации 69,1% составляли женщины.

Исходя из этого, предположим, что численность медицинских работников, работающих в образовательных учреждениях для детей, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, составит 30% от общей численности медицинских работников в возрасте 45-54 лет, работающих в образовательных учреждениях для детей, или 4 тысячи 332 человека.

По состоянию на 1 января 2002 года средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет медицинских работников в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат составил 635 руб. 28 коп. С учетом компенсационных выплат средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения составил 749 руб. 37 коп.

Таким образом, полная сумма расхода при назначении досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам образовательных учреждений для детей составит без учета инфляции в среднем

4332 человека х 749,37 руб. = 3 млн. 246 тыс. руб. в месяц или 38 млн. 952 тыс. руб. в год.

Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из источников, за счет которых осуществляются выплаты указанной пенсии, без учета инфляции в сумме

2 млн. 213 тыс. руб. + 1 млн. 816 тыс. руб. + 1 млн. 422 тыс. руб. + 3 млн. 246 тыс. руб. = 8 млн. 697 тыс. руб. в месяц или 104 млн. 364 тыс. рублей в год.

Покрытие указанных расходов должно осуществляться за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет на финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии, и за счет страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Согласно представленным расчетам общее число получателей досрочной трудовой пенсии по старости составляет

(2989 + 2452 + 1920 + 4332) человека = 11693 человека.

В 2002 году дважды была проведена индексация размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 450 рублей, на 6,5% и на 9%. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 519 рублей 75 коп.

На выплату базовой части досрочной трудовой пенсии по старости для получателей, предусмотренных настоящим проектом федерального закона, потребуется

11693 человека х 519,75 руб. = 6 млн. 077 тыс. руб. в месяц или 72 млн. 924 тыс. рублей в год.

Тогда на выплату страховой части досрочной трудовой пенсии по старости для получателей, предусмотренных настоящим проектом федерального закона, потребуется

8 млн. 697 тыс. руб. - 6 млн. 077 тыс. руб. = 2 млн. 620 тыс. рублей в месяц или 31 млн. 440 тыс. рублей в год.

Таким образом, покрытие затрат на реализацию настоящего проекта федерального закона должно осуществляться

- в объеме 72 млн. 924 тыс. рублей в год за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет на финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии,

- в объеме 31 млн. 440 тыс. рублей в год за счет страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии.