Красная дорожка

«Наши успехи - одна золотая медаль и шесть серебряных».

Я очень благодарен своему коллективу учителей и всем моим заместителям в школе, которые с пониманием отнеслись к той суете, в которую я попал после конкурса, и которые позволили мне это пережить и поддержали меня. Мы успешно закончили учебный год, выпустив семь девятых и четыре одиннадцатых класса. Катя Лединская получила золотую медаль, к которой она шла с первого класса, а серебряных медалей были удостоены шесть учащихся.

За прошедший учебный год наш педагогический коллектив принимал у себя много гостей. Мы делились опытом работы по профильному обучению с финскими коллегами, участниками совместного российско-финского семинара, посвященного организации работы с одаренными детьми. Участники Всероссийского слета учителей года познакомились с нашей школой и дали незабываемые уроки для наших учащихся.

С большим удовольствием вспоминаю множество встреч с учителями России. Как заинтересованно мы обсуждали проблемы преподавания немецкого языка в Институте повышения квалификации Архангельска, куда меня любезно пригласила ректор Л.И.Уварова! А как увлеченно занимались проблемами межкультурной коммуникации в Лабытнанги и Салехарде с учителями иностранных языков, курсы для которых организовал зав. кафедрой межкультурной коммуникации и риторики Ямало-Ненецкого окружного института усовершенствования учителей С.Е. Тихонов!

Несмотря на такое количество дел, мне удалось подготовить к печати два учебника немецкого языка для средней общеобразовательной школы, которые, я надеюсь, выйдут в следующем учебном году.

Дмитрий ТОДЫШЕВ, учитель географии СШ №30 г. Абакана Красноярского края, победитель конкурса «Учитель года России-2002» в номинации «Традиции в образовании»:

«Самый насыщенный год».

Этот год был, пожалуй, самым насыщенным в моей жизни. Конечно, благодаря конкурсу. Пройти все его стадии от городского до всероссийского уровня дорогого стоит. Это прекрасная возможность для профессионального самоутверждения, духовного и интеллектуального роста, расширения круга общения. Я стал более широко воспринимать проблемы российского образования, вышел за пределы узких личных и внутришкольных рамок.

С другой стороны, я еще раз убедился, насколько велика роль профессиональных и личных качеств педагога для тех, кого он воспитывает и обучает. Ученические души - тонкий и чуткий материал. Имею ли я право экспериментировать над ним? Должна быть в учителе доля здорового консерватизма. Поэтому не планирую писать книги или создавать собственные программы. Для этого нужно проработать в школе не один десяток лет.

Другое дело, когда я как учитель-практик делюсь новыми формами, приемами, удачными методическими находками со своими коллегами. Это я с удовольствием делал во время различных выступлений и семинаров, организованных после конкурса. Описание моего опыта работы было опубликовано в журнале «Поиск», который издает Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Важным в моей профессиональной судьбе стал переход в качестве ведущего специалиста в Министерство образования и науки Республики Хакасия.

Юлия МИЩЕНКО, учитель английского языка гимназии №35 г. Тольятти Самарской области, победитель конкурса «Учитель года России-2002» в номинации «Здоровьесберегающие технологии»:

«Собираю материал

для диссертации».

Когда я вернулась домой после конкурса, пришлось многое нагонять по программе со своими учениками, погрузиться в море проблем и хлопот. И я была очень рада этому, ведь пустота и отдых в тот момент оказались бы для меня губительными.

В декабре я начала обучение по программе подготовки управленческих кадров для реформирования системы общего образования. Каждый месяц сессии, межсессионная работа, а главное, - новые друзья. Это было здорово! На защиту наших дипломных работ в конце мая приезжал заместитель министра образования РФ Виктор Болотов. Ему очень понравился тот проект, над которым мы работали в течение полугода. И вот получено второе высшее образование. А что же дальше? Сейчас я активно принялась за сбор материала для диссертации.

Что касается моих шестиклассников, они видят своего классного руководителя постоянно увлеченным каким-нибудь делом и изо всех сил стараются не отставать: сами проводят уроки у малышей, разрабатывают различные проекты и... мечтают стать учителями. Я счастлива, что могу быть рядом, легонько подтолкнуть в нужном направлении и подарить им свет своей души.

А совсем недавно я попала в число горожан, награжденных почетным знаком Ротари-клуба «Взаимопонимание и мир» за активную жизненную позицию и верность идеалам служения обществу. Знак выполнен в форме сердца. Лично для меня этот символ всегда ассоциировался с мелодией Любви и Радости, с возможностью отдать каждому ребенку все самое лучшее, что есть во мне.

Елена ДМИТРИЕВА, учитель литературы гимназии г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа, победитель конкурса «Учитель года России-2002» в номинации «Учитель - исследователь»

Коллеги сказали:

«Хватит с нее и пеликана!»

Начнем с завязки. Нижневартовское утро, 6 октября, 4 часа утра. Не осознавая еще в полной мере, что с тобой произошло, слетая вместе с пеликаном по трапу самолета, ты видишь счастливые лица людей, встречающих тебя с огромными букетами цветов, с феерическими брызгами шампанского. Дальше - красная ковровая дорожка, которую не забыла прихватить из дому учитель математики нашей гимназии, шествие по этой дорожке и люди, которые болели и переживали за тебя в течение 10 конкурсных дней.

Затем было много поздравлений: от Департамента образования и науки ХМАО, городской администрации, Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, коллег из СШ №31, коллег-друзей из гимназии, учеников и их родителей.

Но появилась другая сюжетная линия, идущая параллельно с первой. Коллеги-филологи назначили мне встречу... на 9 апреля 2003 года, чтобы я о конкурсе рассказала, да и опытом поделилась. Но стоит ли делиться опытом, когда он уже вовсю «ходит по рукам», дается студентам для написания курсовой и даже выдается некоторыми за собственный! А чего стоят коронные фразы, которые я регулярно слышала в течение года: «Это вам не в конкурсах участвовать» и «Хватит с нее и пеликана». Но все это вызывает здоровый азарт, азарт противодействия. Спасибо его великой силе!

Если бы не сила противодействия (здесь мы подходим к кульминации повествования), то три моих выпускницы так бы и уехали во взрослую жизнь из города Нижневартовска с мыслью, что их выпускные сочинения «провальные» и «слабые».

«Слабость» же работ заключалась в том, что они не вписывались в традиционные рамки «250 золотых сочинений», что в них была жизнь, прорыв за рамки своего «Я», диалог читателя (о котором говорили М. Бахтин, Ю. Лотман) с автором текста, в данном случае с автором стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» В.В.Маяковским.

Сила противодействия заставила учениц и их родителей принять важное и правильное решение: работы были отправлены в округ. Экзаменационная комиссия округа оценила труд выпускниц отметкой «отлично», а одно из сочинений было признано лучшим в округе.

Итак, все разрешилось благополучно. А где же развязка? Будем надеяться, что она совпала с кульминацией, хотя... развязка может послужить сюжетом для нового повествования. Надеюсь, что оно будет более приятным, и в нем учитель, участвовавший во Всероссийском конкурсе «Учитель года» и вышедший в финал, не станет «красной тряпкой для быка».

Сергей ЦИКЛОВ, учитель биологии СШ №7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России-2002» в номинации «Практико-ориентированное образование»:

«Теперь я уверен:

у меня лучшие ученики».

Мое состояние после конкурса я бы сравнил с состоянием лягушки из известной басни. Помните? Лягушка долго барахталась в сливках, пока не взбила их до масла (кстати, ее подруга так и утонула, посчитав барахтанье безнадежным занятием). Примерно так же и я после всех испытаний в ходе участия в региональном и всероссийском конкурсах обрел под ногами твердую почву в своей педагогической деятельности. Что я имею в виду? Может быть, сформировалось педагогическое кредо, может быть, я получил подтверждение правильности своих идей, но выражается это в какой-то особой уверенности, с которой я иду в школу: на урок, на дополнительные занятия. Наверное, эта уверенность еще и оттого, что на протяжении всех этапов конкурса меня окружали замечательные люди: коллеги по работе, мои ученики, участники конкурса... И вот теперь я уверен, что я работаю в прекрасной школе, в отличном коллективе, и у меня самые замечательные ученики. В принципе, я и раньше об этом догадывался, но сейчас твердо знаю это.