Уже сегодня необходимо пересмотреть некоторые подходы к образованию детей и взрослых - они будут жить в новой системе знаний и работать в сферах деятельности, существенно отличающихся от систем, предлагаемых нынешним обществом», - этими словами министра образования Российской Федерации, академика РАО В.М.Филиппова начинается книга: Основы открытого образования. - В 2 тт. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. Она издана по итогам исследований за период 2000-2002 годов и на базе реальной практики применения новых информационных и образовательных технологий Российским государственным институтом открытого образования (РГИОО).

В первом томе рассматриваются философские, педагогические и портальные основы открытого образования; во втором - учебно-методические основы сетевого обучения (педагогические сценарии ведения учебного процесса и контроля знаний; создание сетевых учебных материалов; рекомендации и опыт сетевого обучения).

«Открытое образование» - термин достаточно метафоричный. Он выражает сочетание различных форм получения образования с применением современных средств информационных и коммуникационных технологий. При этом осуществляется широкомасштабное распространение образовательных услуг как внутри страны, так и за рубежом.

В мире повсеместно создаются открытые университеты. Наиболее крупные - Британский, Голландский, Канадский, а в США - Государственный университет губернаторов, Калифорнийский виртуальный университет.

Для России потребность в «электронном обучении» ничуть не меньше, чем в западных странах. Причин тому много: огромная территория, рассеянное по ней население, сосредоточение в Москве и Санкт-Петербурге почти двух третей кадров высшей квалификации, потребность в повышении образования взрослых людей, работающих и имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам и финансовыми расходами и т.д. И, конечно, стремление России быть конкурентоспособной страной на рынке образовательных услуг.

Систему открытого образования можно условно считать состоящей из двух областей - технологической и психолого-педагогической. Первая основывается на принципах открытых информационных систем. Вторая представляет собой совокупность методологических и дидактических принципов, предлагаемых педагогикой.

Авторы представленной монографии считают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в новых информационно-образовательных средах необходимо решение ряда педагогических проблем.

Среди первоочередных можно назвать отсутствие теории обучения в современных информационно-образовательных средах, когда не сформировался еще сам понятийный аппарат открытого образования и нет однозначного толкования оптимального состава учебно-методических комплексов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD-ROM). Методики сетевого обучения только апробируются. Еще не до конца изучены вопросы восприятия и понимания человеком электронного учебного материала, готовности людей к включению в современную среду обучения. Одной из негативных сторон интерактивного обучения называют отсутствие полноценного воспитания студентов, ведь личный контакт участников образовательного процесса при интернет-образовании ограничен. Встают и вопросы, связанные со здоровьем.

И все-таки современные программно-технологические средства предоставляют несоизмеримо большие возможности для образования, которое в нынешних условиях должно быть непрерывным, гибким, быстро реагирующим на запросы общества и личности, открытым.

Ввиду своей новизны и практической направленности труд «Основы открытого образования» будет полезен широкому кругу научно-педагогической общественности, уверен президент Российской академии образования Н.Д.Никандров.