Но вспомните, что один московский мальчишка тоже мечтал о море, построил ботик, а затем и флот государства Российского. Мальчика того звали Петром. И стал он первым российским царем-реформатором. Одно из славных дел Петра Великого - создание Навигацкой школы, колыбели не только флотоводцев, но и всей системы образования России.

Нынешняя Навигацкая - не только учебное заведение с прежним, историческим названием, но и школа будущих моряков. Преемственность традиций Петра I подчеркивает то, что всех входящих в школу встречает именно он - Петр Алексеевич, зорким взглядом оценивающий: кто есть кто и зачем пришел. А попадают сюда ребята из социально незащищенных семей, дети погибших военнослужащих и те «трудные», с которыми педагоги в обычных школах справиться не могут. Пестрый коллектив собирается. Из разных учреждений образования, с разными социальным положением, уровнем знаний. 270 мальчишек, одетых в красивую морскую форму, которую они носят с теми гордостью и шиком, которые присущи морякам.

- Удивляюсь, как быстро они становятся «морской косточкой», - говорит директор школы Геннадий Владимирович Андрианов. - Казалось, вчера еще стояли в строю увальни абсолютно штатские. Но вот сегодня был на полевых занятиях, и у меня были основания гордиться этими подтянутыми, многое умеющими парнями. Они, бывшие драчуны и задиры, и сейчас могут ввязаться в конфликт. Но сегодня исключительно для того, чтобы не обижали маленьких, и только тогда, когда словом не смогут убедить этого не делать. Моих моряков объединяет колоссальное чувство коллектива. Тельняшка, с которой каждый не расстается никогда, действительно меняет их души.

Задач у Навигацкой хватает. И непростых. Во-первых, она должна дать хорошее общее образование в объеме обычной средней школы. Впрочем, назвать ее обычной язык не поворачивается, потому что ее питомцы углубленно изучают три иностранных языка. Следовательно, она - и спецшкола, да еще и элитная, так как не в каждой школе с углубленным изучением иностранного языка их целых три. Во-вторых, Навигацкая - школа с военным компонентом обучения. Ребята проходят начальную морскую подготовку, изучают морское дело, историю флота, другие важные для моряка предметы. Основательную практическую подготовку ребята получают на базе Московского городского клуба «Юных моряков и речников». Два раза в неделю автобусы отвозят учеников двух параллельных классов в клуб, где есть прекрасные навигационные классы, шлюпочная база. Преподают в Навигацкой морские специалисты-профессионалы. Капитан первого ранга в отставке Олег Георгиевич Коновалов старается научить ребят всему, что сам знает. «Я не думаю, что все они станут профессиональными моряками, - говорит Олег Георгиевич. - Моя задача сделать так, чтобы ребята не ошиблись в выборе профессии. Не могу допустить, чтобы море стало для человека самым страшным испытанием, потому что он туда попадет случайно. Из каждого выпуска в военно-морские училища поступают четыре, а то и больше выпускников Навигацкой, но все они делают осознанный выбор. Значит, считаю, свою главную задачу мы выполнили».

Усаживаюсь за парту в классе начальной морской подготовки, наблюдаю за уроком с точки зрения именно этой специфики. Мальчишки изучают теорию, мировой океан, другие специальные предметы, причем довольно глубоко.

- А кем вам видится выпускник-кадет? - подскакиваю после урока к Коновалову. Он отвечает не раздумывая:

- Наша цель - довести кадета по знаниям до уровня матроса первого-второго класса, то есть, классного специалиста, который, придя на корабль, будет знать не только устройство корабля, но и то, зачем он туда пришел. Наш выпускник сможет выполнять любую работу, даже очень сложную: быть матросом палубной команды, осуществлять швартовку корабля, работать на штурвале, на рулевой машине, знать, что такое такелажные работы, бороться за живучесть корабля, оказывать помощь человеку, упавшему за борт, делать искусственное дыхание, накладывать повязку и так далее.

- Вы все знаете и умеете, - не унимаюсь я. - А что мешает вам работать в Навигацкой школе в полную силу?

Собеседник снова отвечает не раздумывая, видно, что наболело:

- Я сам закончил не морское учебное заведение, а Московский рыбный институт. Даже в таком вузе у нас были настоящие морские учебники, во множестве и хорошо составленные. Сегодня в моем распоряжении всего один учебник «Основы военно-морского дела», слабый, примитивный, выпущенный 20 лет назад, не отражающий современные знания и требования. Написан был для тех, кто поступает в Нахимовское училище, причем, для мальчиков из военно-морских семей, которые профессионально ориентированы на морскую службу, знают, что такое море, корабль и прочее. А московским мальчишкам приходится объяснять, что такое палуба, рундук и переборка. Не знают они этого, поэтому мне приходится искать разные дополнительные материалы, надиктовывать мальчикам конспекты, то есть заниматься делом, которое отнимает много сил, а их можно было бы потратить на нечто другое, полезное.

Мальчишек делает моряками сама атмосфера Навигацкой школы. Подъем в 7 утра (школа-интернат), на зарядку, утренний туалет - час. В 8 утра построение на плацу, смотр, подготовка к учебному дню. В 8.30 начинаются занятия, затем первый завтрак. Потом уроки до 12.40. 40 минут на обед. Шестой урок. И так 6 дней по 6 уроков. После них прогулка, строевая подготовка и служба строго по уставу. В 15.30 - самоподготовка, чтобы выполнить домашние задания. В 16.30 - полдник, а в 17.00 начинаются дополнительные занятия. Каждый класс занимается дзюдо по 4 часа в неделю. Кроме того, каждый кадет-моряк обязан заниматься в какой-либо спортивной секции. Основные (помимо дзюдо) - фехтование и футбол, есть секции баскетбола, волейбола, настольного тенниса, спортивной гимнастики и атлетики. Можно выбрать спорт по душе.

Каждое лето мальчики отправляются в шлюпочные и парусные походы. Воспитанники 8-10-х классов (в Навигацкую школу принимают начиная с 5-го класса) в июне-августе проходят практику на учебных парусных судах - барках «Седов» и «Крузенштерн». С 2001 г. воспитанники 6-8-х классов стали проходить летом обучение на кораблях Северного и Балтийского флотов.

Мальчишки занимаются не только военной подготовкой. Они овладевают самыми современными информационными технологиями. В Навигацкой школе 2 компьютерных класса с новенькими ноутбуками. Поработать на них вволю может каждый кадет.

А еще мальчишки учатся танцевать, поют (в каждом классе свой хор). С особым чувством всегда исполняют гимн Навигацкой «Кастанаевская, 59» (по этому адресу находится школа).

Заняты кадеты весь день - с 8 утра до 8 вечера. Спальный корпус все это время закрыт. Тот, кто не выдерживает распорядка, кого тянет полежать, отдохнуть в неположенное для этого время, - не настоящий кадет. А мальчишки претендуют на то, чтобы быть настоящими. Спрашиваю: если комнаты закрыты, как взять нужные вещи, учебники? Оказывается, все просто. На первом этаже - металлические сейфы, у каждого кадета свой индивидуальный, ключ от которого только у него. Там хранятся все личные вещи.

Ровно в 20.00 ребята идут в спальни, и полтора часа каждый проводит как душе угодно: читает, смотрит телевизор, принимает душ. В 21.30 обычно отбой. И снятся мальчишкам дальние походы, морские приключения, флаги над крейсерами, белоснежные паруса яхт, а после встреч с ветеранами флота - картины подвигов...

Дай Бог, чтобы сбылись мальчишечьи мечты. Но даже если чья-то судьба не станет военной, кадет все равно вырастет настоящим мужчиной, способным самоотверженно трудиться во имя Родины и, если потребуется, защищать ее с оружием в руках.