- Григорий Лукич, как вы оцениваете уровень подготовки кадров в высших военно-морских учебных заведениях? Каким должно быть флотское образование в ближайшие годы? Что необходимо изменить в первую очередь?

- Государственные экзаменационные комиссии, оценивавшие уровень подготовленности наших выпускников в 2002 г., пришли к выводу, что они подготовлены на «удовлетворительно». Хотя эта оценка и положительная, но неоднозначная и ни в коем случае нас не устраивает. И дело не в качестве учебных планов и программ. Они, кстати, по заключению Министерства образования РФ, отвечают самым высоким требованиям современной высшей школы. Причины в другом. Назову лишь самые принципиальные из них.

У всех военно-морских институтов большие проблемы с качеством абитуриентов. Они не только в том, что половина из них не обладает базисными знаниями по общеобразовательным предметам, необходимыми для овладения программой вуза. Не менее важна готовность стать морским офицером, но желание посвятить свою жизнь военно-морской службе не основное у большинства поступающих. К сожалению, социально-бытовые проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, негативное влияние некоторых средств массовой информации делают свое дело. Большое число юношей поступают в военные институты, чтобы уклониться от срочной службы или получить бесплатно высшее образование. Вот и приходится не только учить такого курсанта, но и убеждать его в правильности им же сделанного выбора. А это не всегда получается. Поэтому отсев в военно-морских институтах за время обучения доходит до 30-35%.

Необходимы разработка совершенно новых высокоэффективных методик профессионального психологического отбора, кардинальное расширение географии поиска абитуриентов. Иначе говоря, надо искать будущих офицеров среди молодежи так, как ищут таланты музыканты, ученые, художники.

В ВМФ есть определенные наработки. У нас с 2001 г. действует система персональных рекомендаций руководителей регионов, больших районов и городов для поступления в военно-морские институты. Ежегодно в Дальневосточном регионе работают выездные приемные комиссии военно-морских институтов Санкт-Петербурга и Калининграда. Но этого недостаточно. Мы будем и дальше работать в этом направлении.

- В былые годы новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что у каждого из них «на счету» была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. Сегодня не многие курсанты могут похвастаться опытом реальной морской практики. В каком состоянии учебные корабли, как часто они выходят в море?

- Сегодня у ВМФ два учебных корабля - «Смольный» и «Перекоп» вместимостью до 300 курсантов каждый. «Смольный» выполняет по три учебных похода в каждую навигацию. На нем мы можем обеспечить штурманскую практику курсантов судоводительских специальностей, предусматривающих выполнение обязанностей вахтенного офицера. «Перекоп» выработал межремонтный срок и стоит у стенки. Но и он не остался без дела. На нем курсанты, преимущественно младших курсов, проходят практику, осваивая основы корабельной службы, корабельные расписания, правила поведения на корабле. В 2004 г. с вводом его в строй после ремонта наши возможности по морской подготовке курсантов возрастут вдвое.

В разрабатываемой новой учебно-плановой документации продолжительность морской практики курсантов судоводительских специальностей должна быть увеличена в 1,5 раза. С выходом корабля «Перекоп» из ремонта мы сможем организовать морскую практику для 600 курсантов одновременно. Прорабатывается и вопрос увеличения интенсивности использования учебных кораблей. Это даст возможность каждому из них делать не три, а четыре похода ежегодно.

Важный резерв морской подготовки курсантов - их участие в выходах боевых кораблей ВМФ. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы в каждом походе боевых кораблей с заходом в иностранные порты участвовали наши курсанты.

- Как вы оцениваете состояние учебно-материальной базы военно-морских институтов?

- Это основа образовательного процесса любого вуза. В военно-морских учебных заведениях ей уделяется первостепенное значение. Но положение с учебно-материальной базой у нас неоднозначное.

С одной стороны, нам, морякам, легче. Наши учебные заведения имеют десятилетнюю, а то и столетнюю историю, все это время располагаются на одном и том же месте, и за этот срок, естественно, мы накопили значительное количество образцов вооружения и техники, используемых в учебном процессе. Однако не все так просто. Время идет. Меняются флот, корабли и техника. Мы не успеваем за этим процессом.

Нам крайне не хватает современных средств обучения - персональных ЭВМ, комплексных тренажеров на их основе, программного обеспечения учебных дисциплин, видеотехники и т.д.

Особый вопрос - обеспечение учебной литературой. С введением в высшей школе государственных образовательных стандартов появилась настоятельная необходимость в разработке новых учебников и учебных пособий, особенно по блоку гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплин. Такой литературы в должном количестве у нас пока нет.

Ощутимый «провал» в обеспечении образовательного процесса в военно-морских институтах образовался после перевода большого количества специальностей из Севастополя и Баку в 1993-1995 гг. Ведь с курсантами из Украины и Азербайджана мы не получили, образно говоря, ни одного гвоздя. Последствия такого «перевода» мы чувствуем до сих пор.

Создание необходимой учебно-материальной базы военных учебных заведений - дело весьма сложное и дорогостоящее. По нашему мнению, в одиночку каждому виду Вооруженных Сил РФ самостоятельно с этой проблемой не справиться. Правительство России приняло программу реформирования системы военного образования на период до 2010 года. Развитию учебно-материальной базы военных вузов в процессе реформирования должно быть обеспечено самое серьезное внимание.

- Каков преподавательский и командирский состав институтов?

- В целом в высших военно-морских учебных заведениях 60% преподавательского состава имеют ученые степени и звания. В Военно-морской академии этот показатель еще выше - 80%. О качестве преподавательского состава говорит и тот факт: во всех наших вузах работают специализированные советы по защите кандидатских диссертаций, в пяти из шести вузов - докторские советы. Пожалуй, это лучшие показатели среди всех видов Вооруженных Сил РФ. Половина начальников вузов имеют ученые степени и звания, все их заместители по учебной и научной работе - дипломированные ученые, трое из них - доктора наук, профессора. Тон в этой работе у нас задает наш главнокомандующий. В 2001 г. адмирал флота Владимир Куроедов защитил докторскую диссертацию.

И тем не менее проблемы в этой сфере у нас есть. И немалые. Серьезно тревожит старение преподавательского состава. Все меньше и меньше молодых офицеров, приходящих в институты с флота, добиваются значительных успехов на преподавательском поприще. Дело вовсе не в их нежелании. Просто не успевают. Судите сами. Придя в институт в 40-42 года капитаном 2 ранга на должность преподавателя или старшего преподавателя, офицер через 3-5 лет достигает предельного возраста службы и уходит в запас. О каких диссертации, профессионализме в такой ситуации можно говорить? Снижение штатной категории старшего преподавателя до капитана 2 ранга и увольнение преподавателей в 45-50 лет - в возрасте расцвета педагогической деятельности - нанесли тяжелый удар по качеству преподавательского состава вузов. Это положение надо менять.

В настоящее время комплектование преподавательского состава институтов идет главным образом за счет офицеров с должностей командиров дивизионов, им равных и выше. В этом есть смысл, так как эта категория офицеров обладает достаточным опытом корабельной службы, занимает активную жизненную позицию и способна наиболее эффективно освоить новый вид деятельности. Но именно эти офицеры теряют стимул к преподавательской деятельности при существующем положении дел. Если ситуация не изменится, в ближайшее время качество преподавательского состава неминуемо начнет падать.

В военно-морских учебных заведениях принимают меры для исправления сложившегося положения. Главное сейчас - создать мощную, эффективно действующую систему подготовки преподавательских и научных кадров в самих институтах. В 2002 г. мы добились открытия адъюнктуры в Балтийском военно-морском институте - последнем вузе ВМФ, где ее не было. Это, несомненно, даст результаты. И тем не менее без реальной поддержки преподавательского состава военных вузов со стороны Министерства обороны нам эту проблему не решить.

Беседу вел Андрей ГАВРИЛЕНКО