Александр Петрович принес свои извинения за то, что не смог прибыть к самому началу. Как оказалось, весь день он провел на заседании комиссии по оптимизации бюджетных расходов, которую недавно создало правительство: «Ищем резервы, где можно реально сэкономить». Кстати, под угрозой «оптимизации», а проще говоря, отмены, оказалась 54-я статья Закона «Об образовании», которая гарантирует учителю зарплату не ниже средней в промышленности.

У профсоюзных лидеров к автору проекта концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников накопилось немало вопросов. Главные из них озвучил председатель профсоюза Владимир Яковлев: будут ли сохранены гарантии по зарплате и каким будет уровень оплаты труда работников образования?

Гарантии

Большим достоинством проекта закона, разосланного в регионы Минтрудом, Александр Починок считает то, что в нем дано определение отраслевой системы оплаты труда. Она включает в себя тарифные и надтарифные выплаты. Причем понятие тарифной части расширено: в нее вошли не только базовые ставки и оклады, но и повышенные - для работников с вредными, опасными и другими особыми условиями труда. Надтарифная часть делится на выплаты компенсационного характера и стимулирующего, которые распадаются, в свою очередь, на доплаты, надбавки и премии.

«Мы впервые все эти элементы включаем в систему оплаты труда, - заявил Александр Починок. - Следовательно, если у нас в законе где-то говорится о гарантиях, это означает, что гарантируется не ставка первого разряда, а вся система, включающая в себя расширенную тарифную часть, а также доплаты и надбавки».

Кроме того, в проекте закона записано, что отраслевая система оплаты труда устанавливается правительством с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и работодателей. Ни один документ, заверил Александр Починок, без одобрения Российской трехсторонней комиссии никуда не пойдет.

Во время своего выступления министр несколько раз повторил: работникам бюджетных учреждений гарантируются должностные оклады, тарифные ставки, а также доплаты и надбавки, установленные федеральными законами и нормативными актами правительства. Регионы, по его словам, не могут платить своим бюджетникам меньше того, что установлено федеральной системой оплаты труда. Это, по мнению министра, гарантирует 11-я статья законопроекта, согласно которой введение отраслевых систем оплаты труда обеспечивается за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов.

Однако в 10-й статье проекта закона, которая больше всего волнует профсоюзных лидеров, записано: размер и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

То есть федеральные гарантии предполагаются только на момент введения отраслевой системы. «Да, введем по всей России одинаково, - говорит Владимир Яковлев. - А дальше что будет? См. 10-ю статью. Через 2-3 года мы получим абсолютно разные уровни оплаты труда».

Но даже в том, что при переходе на новую систему все бюджетники получат не меньше, чем заложено на федеральном уровне, у профсоюза нет уверенности.

Владимир Яковлев: Это произойдет только в том случае, если мы будем оказывать помощь регионам и «вытащим» их на тот процент, на который повысится заработная плата при введении отраслевой системы.

Александр Починок: В этом законе гарантии есть, значит, вы не уверены, что они будут обеспечены бюджетными средствами. Следовательно, нужно прописать, что эта ситуация гарантируется перечислением средств из федерального бюджета. Я согласен.

Владимир Яковлев напомнил, что профсоюз уже предлагал внести поправку в Трудовой кодекс, где написано, что обязательной минимальной гарантией на всей территории России является Единая тарифная сетка, - заменить ЕТС на отраслевую систему оплаты труда.

Министр тут же пошел на попятную: «Возьмем любого губернатора. Если он твердо знает, что федеральный бюджет в любом случае будет доплачивать его работникам, чтобы они получали не меньше, чем установлено федеральной системой, что он будет делать? Он будет увеличивать количество бюджетников на своей территории».

А это, по мнению министра, крайне нежелательно при нынешней демографической ситуации. «При численности населения страны, которое будет в 2015-2020 году, у нас не будет возможности содержать такую бюджетную сферу».

Как человек государственный, Александр Петрович смотрит на несколько лет вперед. Сегодня в школах не хватает учителей практически по всем предметам? Подумаешь, какие пустяки!

- Да, действительно, федеральные гарантии по образованию, здравоохранению должны быть выполнены, - продолжает Александр Починок. - Но в соседних субъектах РФ зарплата не может быть одинаковой. Потому что прожиточный минимум в разных регионах разный. Равная оплата за равный труд - это просто замечательно. Но если мы сейчас будем выравнивать зарплату по стране, то учитель в той же самой Москве просто ноги протянет. Увы, это реальный факт: прожиточный минимум в столице во много раз выше, чем в соседних субъектах РФ.

Владимир Яковлев: Он действительно разный. Но Минтруд должен учитывать: когда в Москве зарплата была выше, чем в Подмосковье, из области все кадры потекли в столицу. Школы стали испытывать острый дефицит кадров, и в первую очередь квалифицированных. Уровень образования начал снижаться, потому что рядом, через дорогу, была другая оплата труда. Но дети, которые учатся в московской школе и подмосковной, на равных правах должны получать дальше высшее образование. А мы создаем такие условия, в которых заведомо качество образования в соседних регионах будет разным.

В общем, вопрос о гарантиях так и не прояснился. Министр уверен, что они уже в проекте закона есть, а профсоюзные лидеры, сколько его ни перечитывали, ничего подобного в документе не нашли. Единственное утешение - Александр Починок не будет настаивать на введении концепции в этом году. «А чтобы вас окончательно успокоить, - заявил министр, - скажу, что этот проект можно будет внести только в том случае, если с ним согласится трехсторонняя комиссия - РТК».

Уровень оплаты труда

В целом по бюджетной сфере средняя зарплата сейчас составляет 51-53% от средней в промышленности, а к октябрю 2003 года, к моменту индексации, этот показатель может упасть до 45-49%. Александр Починок согласился с тем, что это «безумно мало»: «Для того чтобы те, кто находится на начальных разрядах, со всеми доплатами и надбавками получали хотя бы чуть-чуть выше прожиточного минимума, нужно довести среднюю зарплату в бюджетной сфере до 75-80% от средней в промышленности».

Но для этого нужно повысить зарплату не на 33%, как предлагает Минтруд, а на 50%, как требует профсоюз. Явное противоречие.

Александр Починок: В федеральном бюджете была заложена сумма - 11 млрд. рублей. Причем нам сказали: используйте ее, как хотите. Можете поднять зарплату с начала года, можете - с 1 октября. Если бы мы пошли на повышение, скажем, со второго квартала, то это было бы плюс 10-11%, но не плюс 33%. Таким образом, отодвигая повышение ближе к концу года, мы увеличиваем базу следующего.

Владимир Яковлев: Человек живет не базой, он живет реальными деньгами, которые получил в течение года.

Александр Починок: Я принимаю все упреки, что сумма маленькая. Что удалось выцарапать в этой бюджетной борьбе - то удалось. Социальный блок бился за суммы столько, сколько мог. Больше у нас сил и возможностей не было. Дали вот эти 11 миллиардов. Но дело даже не в федеральном бюджете, а в деньгах субъектов Федерации. Примерно у 40 регионов нет средств, чтобы поднять зарплату бюджетникам в этом году.

По словам Александра Починка, в результате переговоров лидеров «Единой России» с президентом «прошел вариант индексации». То есть независимо от перехода на отраслевую систему оплаты труда, с 1 октября всем бюджетникам - и федеральным, и региональным, и муниципальным - зарплату должны повысить на 33%. Для этого к 11 млрд., которые заложены в федеральном бюджете, нужно добавить еще 32 млрд. в субъектах РФ. Из них, по прикидкам Минтруда, примерно 20 млрд. регионы могут найти сами, а 12 млрд. придется добавлять из федерального бюджета. Как известно, эти деньги в нем не предусмотрены.

- Я так понимаю, что «Единая Россия» будет вносить поправки к бюджету, иначе эта индексация приведет к росту задолженности по зарплате, - говорит Александр Починок. - А в следующем году это, казалось бы, маленькое повышение на 33% потребует дополнительно почти 40 млрд. рублей из федерального бюджета и больше 120 млрд. из бюджетов субъектов Федерации.

Если же в 2004 году добиваться повышения зарплаты еще на 50%, на чем настаивает профсоюз, то речь пойдет уже о 50 млрд. рублей в федеральном бюджете и 200 млрд. - в региональных. Из них в лучшем случае 110-120 млрд. в состоянии добыть сами регионы, а остальное опять-таки придется добавлять из федерального бюджета.

На вопрос о том, насколько реально можно будет поднять зарплату бюджетников в 2004 году, Александр Петрович ответил предельно откровенно: «Не знаю. Заявки мы все - и Минздрав, и Минобразование, и Минтруд, и Минкульт делали по максимуму. Но, честно признаюсь, вы наши позиции в переговорах с Минфином очень здорово подорвали. Почему? Потому что не очень четко сформулировали свою позицию. Сейчас Минфин радостно говорит: мы думали, что профсоюзы протестовали не против бюджета, а просто против набора ставок, против отраслевых систем. А требование об увеличении объема выделяемых средств выпукло не прозвучало».

Вот так, профсоюз еще и виноватым оказался.

Владимир Яковлев: Почему тот же Минтруд не читал наши предложения, которые мы давали в Российской трехсторонней комиссии, о необходимости индексации зарплаты в 1,5 раза? Нас теперь спрашивают: а где вы были раньше? Бюджет утвержден.

Александр Починок: Мы читали ваши предложения. Вы же прекрасно знаете думский процесс. Если вы хотите посмотреть на поправки социального блока правительства, посмотрите, что вносили соответствующие комитеты Думы, там эти поправки изложены.

Владимир Яковлев: Даже наш профильный комитет, который мы очень ругали, вместо повышения в 1,5 раза предлагал 1,2 с 1 января. Простой арифметический расчет: 1,2 дает на каждые 100 рублей зарплаты 20 рублей ежемесячной добавки. Но правительство, посоветовавшись с фракцией «Единая Россия» и сославшись потом на нее, внесло 33%, но с 1 октября. Это 30 рублей прибавки на 100 рублей заработной платы, но три месяца, а не двенадцать. Было 240 рублей, стало 90.

Александр Починок: Дайте мне дополнительные аргументы выдать больше денег в бюджете 2004 года. Вы ставите вопрос по бюджету 2003 года, в котором ресурсов хватит только на то, чтобы провести индексацию в 1,3 раза.

Владимир Яковлев: И вы, и я прекрасно знаем: если правительство сейчас захочет внести изменения в бюджет в связи с войной или чем-то еще - все будет утверждено. А почему по образованию или бюджетникам в целом нельзя этого сделать? Профицит объявили? Объявили. Золотовалютные резервы объявили? Объявили. Но у нас в стране все, что много, это плохо. Хороший урожай - крестьяне голодные, разорились. Пошли нефтедоллары - никто не знает, куда их деть, чтобы удержать курс, печатаем рубли, инфляция растет. Ну давайте зарплату учителю разок в долларах выдадим!

Под занавес Владимир Михайлович попросил ответить министра еще на один вопрос: «Как вы проголосовали сегодня на комиссии по статье 54 Закона «Об образовании»? Сохранили или нет соотношение между средней заработной платой работников образования и средней в промышленности?».

Александр Починок: Этот вопрос сегодня не обсуждался. Но вы прекрасно знаете, что я против сохранения этой цифры. В законе записано - равная. А равную, что хотите делайте, обеспечить нельзя.

Первый шаг профсоюз уже сделал - обратился к президенту с просьбой освободить Александра Петровича от занимаемой должности.