Служил на Тихоокеанском флоте командиром штурманской боевой части сторожевого корабля, помощником командира сторожевого корабля, помощником начальника штаба бригады противолодочных кораблей, старшим помощником начальника отделения военно-морской базы, начальником штаба бригады кораблей охраны водного района. После окончания Военно-морской академии продолжал службу на Тихоокеанском флоте начальником штаба бригады кораблей охраны водного района, командиром бригады тральщиков, начальником штаба флотилии.

В 1989 г. окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал флотилией Тихоокеанского флота, был начальником штаба - первым заместителем командующего Балтийским флотом. С февраля 1996 г. - командующий Тихоокеанским флотом, с июля 1997 г. - начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего ВМФ. Указом Президента РФ от 7 ноября 1997 г. назначен главнокомандующим Военно-Морским Флотом России.

- Владимир Иванович, в 90-е годы появление Андреевского флага в Мировом океане было редкостью. Что изменилось сегодня?

- Не только в нашей стране, но и в мире всем стало ясно, что 2003-й стал годом возвращения Андреевского флага в Мировой океан. Наш флот защищает интересы России в Северном Ледовитом и Тихом океанах, на пересечении международных интересов в Атлантике. Не оставляет без внимания Индийский океан. Свидетельства тому - недавние военно-морские учения - российско-индийские, совместные на Балтике, в Норвежском море и готовящиеся на Тихом океане - Охотском и Японском морях.

- Их обзор мы представляем читателям вместе с этим интервью. Но не обвинят ли нашу страну в «военно-морском милитаризме» и прочих грехах?

- Всем нам - россиянам надо бояться иной перспективы - потери способности обеспечить безопасность нашей страны на ее морских рубежах и в Мировом океане. А то, что мы наращиваем ее, в мире воспринимается как абсолютно естественная и правомерная забота о своих национальных интересах. И более того, как фактор укрепления международной стабильности и безопасности в многополярном мире.

- С чем связано значение морской составляющей безопасности России?

- Оно обусловлено тем, что в третьем тысячелетии одним из главных направлений развития мировой цивилизации становится освоение ресурсов Мирового океана, на котором в обозримом будущем будет сосредоточена политика ведущих держав и большинства государств мирового сообщества. На этом пути нас ждет не только сотрудничество, но и неизбежное соперничество.

Условия для экономического развития нашей страны и укрепление обороноспособности России целиком и полностью зависят от морского потенциала. Его неотъемлемая часть и силовая основа - Военно-Морской Флот. Поэтому одна из приоритетных задач государства - развитие флота и создание условий, стимулирующих его строительство на отечественных предприятиях.

У флота очень много проблем. Их решение целиком и полностью зависит от реализации политического курса на восстановление морского потенциала государства. Его упрочение имеет для социально-экономического развития страны жизненно важное значение.

- Чем определяется национальная морская политика?

- Указом Президента РФ в 2000 г. утверждены «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Эта деятельность отнесена к высшим государственным приоритетам.

В 2001 г. президент утвердил Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 г. В ней определены национальные интересы в Мировом океане, цели, принципы, содержание и задачи морской политики государства, директивы по ее реализации и обобщенные критерии эффективности.

В том же году для выполнения Морской доктрины при Правительстве России создан постоянно действующий координационный орган - Морская коллегия, которая в 2001-2002 гг. рассмотрела целый ряд важных вопросов реализации национальной морской политики. По результатам заседаний ее председатель - глава Правительства России поставил задачи федеральным органам исполнительной власти. Часть из них уже выполнена.

Постоянно ведется системный анализ состояния и тенденций развития морской деятельности в России и в мире в целом, результаты докладываются президенту.

Для решения злободневных проблем особенно важно внимание к Военно-Морскому Флоту Президента и председателя Правительства России, министра обороны, то, что стали регулярными их посещения и предметная работа в приморских регионах. Военные моряки ощущают на практике результаты этого внимания.

Хочется верить, что начался постепенный, но такой долгожданный переход к долгосрочной политике государства в строительстве ВМФ как единственной силовой основы обеспечения наших интересов в Мировом океане. Есть все основания утверждать, что она будет реализована. Слишком высокую цену мы заплатили за начало возрождения Российского флота.

Первым опытом реализации национальной морской политики стало проведение по распоряжению Президента России в августе 2002 г. сбор-похода Каспийской флотилии. По объему учебных вопросов, составу привлекаемых сил (войск), средств и органов управления - это крупнейшее мероприятие подготовки практически всех организаций, участвующих в морской деятельности государства, к совместному решению задач в мирное время.

Итоги сбор-похода были доложены Президенту РФ, обсуждены на заседании Морской коллегии. По ним сделаны практические выводы. Решено для продолжения отработки взаимодействия всех министерств, ведомств и органов, участвующих в реализации морской политики государства, провести в августе 2003 г. командно-штабное учение Тихоокеанского флота, аналогичное сбор-походу Каспийской флотилии, но более масштабное.

- Насколько сегодняшние параметры флотов отвечают требованиям времени?

- Количественно и качественно состав оперативно-стратегических объединений ВМФ - Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии соответствует уровню угроз национальной безопасности России на конкретных региональных направлениях, они обеспечены инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта. То есть, на каждом из этих направлений есть силовая основа для решения задач морской политики России.

- Каким будет ВМФ в перспективе?

В основе замысла его строительства до 2016 г. - идея создания боеготовых, хорошо оснащенных морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения рациональных состава, структуры и численности, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих.

Для сохранения потенциала ядерных сил продолжаются строительство новых и модернизация существующих подводных лодок стратегического назначения. Будет создаваться и принципиально новая морская стратегическая ракетно-ядерная система.

В состав Северного флота недавно принята современная подводная лодка «Гепард», по своим характеристикам лучшая в серии подлодок этого проекта.

На Каспийскую флотилию поступил новый сторожевой корабль «Татарстан». Черноморский флот в этом году получил морской тральщик «Валентин Пикуль», а также очередной ракетный корабль «Самум» с уникальными боевыми и техническими характеристиками. У него нет аналогов в мире.

Мы переходим к созданию серии многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения. Заложена головная лодка этой серии - «Северодвинск».

В Санкт-Петербурге начали строительство первого корвета, будем строить и фрегаты - новые универсальные современные классы надводных кораблей ВМФ России для действий в морских и океанских зонах. Тем самым переходим к созданию кораблей серийной постройки, сохраняем технологии кораблестроения. Для их оснащения разрабатываются образцы принципиально нового оружия и технических средств, будут улучшены тактико-технические характеристики, повышены скрытность, надежность, живучесть, эффективность аварийно-спасательных устройств.

По моему глубокому убеждению, спуск каждого военного корабля должен стать национальным праздником России, как это было всегда на протяжении 300-летней истории русского флота.

- Очевидно, понадобится и новое качество профессионализма моряков? По этому поводу на брифинге после утверждения правительством Федеральной целевой программы комплектования Вооруженных Сил преимущественно контрактниками министр обороны отметил, что там, где возможно, на контрактную основу будут переходить самостоятельно, вне рамок утвержденной правительством программы. И привел примеры двух флотов.

- У нас во многих экипажах, например, на подводных лодках, велик удельный вес профессионалов. И мы делаем все, чтобы их было как можно больше. В ряде местностей повышают привлекательность контрактной службы различные надбавки за особые ее условия, отдаленность. Ведем воспитательную работу - флотскую профориентацию среди матросов и старшин срочной службы. Создаем условия для жизни и быта контрактников. Там, где за счет сокращения численности Вооруженных Сил освобожден жилой фонд, казармы переоборудуем в общежития. Поэтому в подводных силах на Тихоокеанском флоте число контрактников на матросских и мичманских должностях уже достигло 36%, а на Северном флоте - 55%. На этих флотах есть условия для перехода на комплектование по контракту вне рамок программы. Будем их использовать по максимуму.

- На страницах «Военного образования» (№25-26 с.г.) вы очертили пути повышения качества образования будущих офицеров флота...

- Есть насущнейшая необходимость в обновлении содержания и направленности их обучения, о чем ваши читатели уже знают из недавней публикации. А заканчивалась она констатацией того, что военно-морские институты сталкиваются с большими трудностями при наборе кандидатов. И дело не только в знаниях. Принципиально важна психологическая готовность стать морским офицером.

Слабость многих кандидатов в наши вузы - в отсутствии моральной готовности к трудностям морской службы. Не всегда вузовским педагогам удается добиться изменения их жизненных ориентиров. Отсюда и отсев из вузов ВМФ - до 30-35%.

Будем улучшать профотбор и воспитание будущих офицеров. Чтобы очертить вузовские проблемы, нужна отдельная публикация.

- Эта тема на наших страницах - с первых номеров «ВО». Полтора года назад Валерий Сударенков, в то время председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (к слову, в 1960-63 гг. моряк-тихоокеанец), говоря о необходимости «госзаказа» на солдатский интеллект, вспомнил своего земляка адмирала Унковского. Задал вопрос: почему из сухопутной глубинки России выходили такие легендарные мореплаватели, как Унковский, Синявин? И ответил: потому что там ставили цель воспитать мореходов, заметив, что и для его сверстников - деревенских мальчишек судьба легендарных земляков была притягательным ориентиром служения Отечеству. От этого примера сенатор протянул нить к ранней военно-профессиональной ориентации - суворовским, Нахимовскому училищам и пополнению этой системы кадетскими корпусами и классами. Их питомцы и педагоги - в числе наших читателей. На наших страницах, при информационной поддержке газеты флот может сформировать и предъявить общественности и школе свой «госзаказ» на матросский и курсантский интеллект.

- У флотских коллективов богатые традиции шефства, участия в воспитании допризывной молодежи. Они помогают многим образовательным учреждениям с ранней военно-морской ориентацией. Перспективы перехода к контрактному принципу комплектования и важность повышения качества пополнения флотских рядов требуют дальнейшей активизации этой работы.

Думаю, есть смысл оценить возможность организации во взаимодействии с Минобразования и вашей газетой заочного конкурса морских кадетских корпусов, классов, клубов юных моряков. Его условия будут и нашим «госзаказом» на матросский и курсантский интеллект, и моральной поддержкой им, и стимулом к активизации подготовки пополнения для флота. А важнейшим критерием оценки могло бы стать число их выпускников, пополняющих корабельные экипажи и вузы ВМФ. Конечно, есть немало проблемных, организационных вопросов, но идея достойна того, чтобы оценить возможности ее реализации.

В заключение хочу поздравить всех читателей «Учительской газеты» и «Военного образования», носящих или носивших флотскую форму, а также готовящихся стать в строй океанского воинства России, с Днем Военно-Морского Флота.

Всем нам нельзя забывать, что мы - океанская держава. И право быть ею дает нам только Военно-Морской Флот - наша национальная гордость и залог национальной безопасности. Без мощного Военно-Морского Флота достойное будущее России невозможно.

Интервью взял Сергей МАНЮКОВ