По словам Юлии Кудашкиной, классного воспитателя 9-го «С» (именно так по штатному расписанию называется должность), профильный класс формировался на добровольной основе, причем при приеме учитывались как физическое развитие учеников, так и их успеваемость. И если поначалу в класс записывали почти всех желающих, то через месяц работы на оставшиеся места образовался конкурс.

Растущий интерес к классу вызван особенностями его учебного плана. В программе - усиленная физическая подготовка, туризм, плавание, атлетическая гимнастика, спасательное многоборье, «Зарница», агитбригада, специальные семинары и «круглые столы».

Юным спасателям также предстоят занятия по основам медицинских знаний на базе медицинского колледжа, тренинги с психологами, занятия по праву, информатике и информационным технологиям. В конце года кроме обязательного экзамена по основам безопасности жизнедеятельности ребята будут сдавать нормативы юношеских спортивных разрядов. Так как класс экспериментальный, нужны точные, выверенные результаты, чтобы впоследствии вдумчиво проанализировать и оценить эффективность и перспективность предложенных для обучения ребят программ.

Будущие спасатели побывали на экскурсии в Главном управлении МЧС по Иркутской области, посетили Музей истории пожарного дела, наблюдали за работой специалистов диспетчерской Службы спасения «01». Скоро учащиеся класса «С» познакомятся с работой профессионалов высокого класса - спасателей, пожарных, водолазов.

Педагог дополнительного образования, он же преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и заместитель директора школы Александр Сенокосов убежден, что главное в подготовке юных спасателей - дать ребятам возможность «все потрогать своими руками», овладеть практическими навыками выживания и оказания помощи в любых чрезвычайных ситуациях - стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Рассказывая о материально-техническом обеспечении учебы питомцев класса «С», Александр Львович с гордостью демонстрировал последнее приобретение - армейские телефоны-вертушки: «Вот достану телефонный кабель, и будем с ребятами учиться устанавливать связь».

Все, что есть в классе основ безопасности жизнедеятельности, по образному выражению Александра Львовича, пришлось «скурковать». Он обращался за помощью к родителям школьников, что-то доставал сам. Своими руками вместе с ребятами мастерили учебные стенды, полосу препятствия, оборудовали школьный стадион. И надо заметить, что весьма преуспели. К примеру, теперь городскую «Зарницу» будут проводить на базе 57-й школы, в которой все необходимое для проведения различных этапов игры размещено компактно, а прежде, чтобы пройти весь цикл военно-спортивных состязаний, ребятам приходилось мотаться по воинским частям.

Первое же испытание было организовано по плану уже в сентябре. Ребята пошли в поход на скальник Витязь. Вроде и маршрут был обычный, а личностные качества ребят проявились по-разному. Кого-то поход удивил, кого-то - разочаровал. Конечно, для выработки профессиональных навыков спасателя требуется немалое время, а вот характер в сложных условиях молодой человек раскрывает сразу. Казалось бы, все учащиеся были знакомы преподавателю чуть ли не с первого класса, но в походе раскрылись ранее незамеченные личностные качества. Одним беспокойная и напряженная жизнь спасателей по складу характера явно не подойдет, а для других она - дело по душе и, возможно, призвание. Не исключено, что такие ребята выберут профессию спасателя.

Недавно учащиеся класса «С» прошли тестирование для оценки профессиональной пригодности. Психолог Главного управления МЧС Наталья Грудинина использовала своеобразный прием эмоциональной «настройки»: перед началом тестирования показала ребятам передачу «Адреналин» иркутской телекомпании «АИСТ». Они увидели тушение пожаров на сорокаградусном морозе, ликвидацию техногенных катастроф, учебную эвакуацию пострадавшего из высотного здания.

Юные спасатели прошли тестирование уверенно. Одна из немногих девочек класса, Света Мешкова, сказала, что результаты теста ее несколько удивили. Она пришла в класс «Спасатель», полагая, что ее приоритеты - спорт, точные расчеты и всевозможная техника, а по результатам тестирования оказалось, что девочка более склонна к творческим профессиям. Но уходить из класса Света не собирается. Три года назад ее семье пришлось сменить место жительства из-за того, что в половодье река Белая затопила дом. Родители, узнав о приближающемся наводнении, предусмотрительно отправили Свету и ее маленького брата к бабушке в Иркутск.

Девчушка хорошо помнит чувство неизвестности и страх за судьбу оставшихся в поселке родителей. Теперь она убеждена, что чрезвычайные ситуации можно и нужно предупреждать. А уж если случилась беда - долг сильных и умелых, мужественных и смелых профессионалов - спасать попавших в беду.

В ближайшее время ребята наденут свою особую форму. Ведь спасательный класс должен отличаться от всех остальных. К тому же, эта мера дисциплинирует, воспитывает гордость за принадлежность к профессии. У юных спасателей должна быть своя полевая форма, а также повседневная - форма для учебы с соответствующей особому предназначению класса «С» символикой. Словом, все как положено!