Прежде всего, я считаю, что ребята должны чувствовать себя свободными на уроке, не бояться, что что-то не получится. Дети должны чувствовать, что все, и они тоже, имеют право на ошибку, что мастерами не рождаются, а становятся и становятся именно в процессе обучения. Я использую различные способы опроса. Ведь всем ученикам надо учиться ораторскому искусству, но ответить у доски перед всем классом пока еще может далеко не каждый. Поэтому часто применяются ответы с места, краткие ответы-дополнения, когда даже робкий, слабый ученик может почувствовать, что он все-таки на что-то способен. И такие ребята мало-помалу, начиная свои ответы с пересказа мифов, легенд, образных отрывков, постепенно достигают уровня своих одноклассников. Кроме того, на дополнительных занятиях у моих учеников есть возможность исправить плохую отметку, рассказать то, что не получилось на уроке перед всем классом. После нескольких таких ответов ученики становятся увереннее в себе, и необходимость в дополнительных занятиях отпадает.

Для того чтобы лучше понять своих воспитанников, я иногда провожу письменный анонимный опрос на тему «Что вам нравится и не нравится на уроках истории».

Еще я считаю, что, воспитывая ученика, никогда нельзя забывать, что перед нами настоящий человек, личность, достойная уважения. Надо помнить о его самобытности, даже если это нелюбимый ученик и его вид вызывает у нас не только положительные эмоции. Иногда оказывается, что именно такие ученики в глубине души выделяли нас и наш предмет, но узнаем мы об этом, как правило, уже после выпускного вечера или Последнего звонка. И посещают тогда горькие мысли, что не смогла рассмотреть и полюбить всех. По этому поводу Януш Корчак писал, что воспитатель не может и не должен любить всех своих детей, пусть будут любимчики, но улыбка, полученная от любимого ребенка, будет не только наградой взрослому, она же отражением посветит и остальным детям. Но все дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения.

Каким же должен быть сам учитель? Видимо, разносторонней личностью, обладать богатым жизненным опытом и знаниями. Он не должен забывать о себе ради своего дела. Очень часто наши ученики хотят узнать, а каковы мы в обычной жизни. Этот интерес чем-то похож на интерес к закулисной жизни звезды эстрады или кино. Дети как бы проверяют нас, сравнивают то, что видят в школе, с тем, что есть в обыденной жизни. Встречая своих учеников на улице, в магазине и т.д., читаю в их глазах радость, гордость. Может быть, эти чувства как раз и связаны с желанием больше знать о своих учителях, т.е. о людях, которым наши дети доверяют свои умы и души. Бывает, что дети очень быстро разочаровываются, когда узнают, что в жизни их учителя, кроме школы, больше ничего нет, им хочется, чтобы всегда оставалась какая-нибудь тайна, какая-нибудь дверка, к которой они обязательно подберут свой золотой ключик и узнают что-то новое, внепрограммное.

Часто в нашем обществе отношение к детям снисходительное, детьми занимаются как бы мимоходом, милостиво позволяя им путаться под ногами. Но мы забываем, что дети составляют большой процент человечества, а детский возраст - это долгие и очень важные годы в жизни человека, ведь все наши психологические, нравственные, интеллектуальные проблемы уходят корнями именно в детство.

Сегодня мы создаем наше будущее. Давайте же чаще думать о наших детях, учениках, чтобы их детство не казалось им мрачным переходным периодом во взрослую жизнь. Давайте уважать их потребности, чувства и взгляды, ведь от наших детей зависит наше завтра.

Татьяна ГАРШИНА, учитель истории, Москва