АНИСИМОВ Петр Федорович, начальник Управления учреждений образования ФАО:

- Путь, который проделал издательский дом «Дрофа», превратившись за несколько лет в одного из крупнейших поставщиков учебной литературы, не может не впечатлять. В этом заслуга не только замечательного издательского коллектива, но и менеджмента издательства, его авторов. Важным фактором для быстрого развития издательства стали связи с регионами. Глядя в зал, я вижу, какой мощный интеллектуальный потенциал собран здесь, какой опыт сосредоточен, и уверен, что сегодняшнее совещание даст новый импульс дальнейшему развитию издательского дела: позволит появиться новым учебникам, новым программам, которые будут развивать маленького российского гражданина.

КИСЕЛЕВ Александр Федотович, генеральный директор ООО «Дрофа»:

- «Дрофа» сегодня крупнейшее издательство в России, специализирующееся на учебном книгоиздании. Наш общий тираж - около 35 млн. экземпляров. Мы предлагаем читателям более 3000 наименований книг, но не останавливаемся на достигнутом, а ищем новые направления. Сегодня особый акцент мы делаем на стратегическом планировании. Нами разработана концепция работы издательства до 2010 года. Мы твердо стоим на позиции: чем эффективнее мы будем работать сегодня, тем прочнее стоять будет завтра наше издательство, которое мы рассматриваем как важнейший негосударственный канал в реализации государственной политики в области образования... Известно, что книги «Дрофы» имеют самые низкие цены на рынке, и эту политику мы будем продолжать. Однако она непосредственно связана с другим главным вопросом: аккумулированием заказов от школ на поставку книг в регионы на уровне органов образования субъектов РФ, поскольку разрозненные заказы от отдельных школ создают серьезные трудности при обработке и комплектации заказов. Нужно отметить и проблему, возникшую в связи с изменением процедуры грифования методической литературы. Преподавание по учебникам того или иного автора влечет за собой использование той методической литературы, которая издается непосредственно к данному учебнику тем же издательством. Просим обратить внимание педагогов, что только в «Дрофе» издается качественная методическая литература к авторским линиям нашего издательства. То есть пользование другой методической литературой к учебникам «Дрофы» не позволяет полностью понять авторскую концепцию, что негативным образом скажется на результатах обучения.

НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич, академик, президент РАО:

- Одним из препятствий на пути реформирования существующей системы образования служит тот факт, что Россия - бедна. Бедна не ресурсами, не интеллектуальным потенциалом, но живыми деньгами, которые профессионалы могли бы вложить в образование. В одном из своих выступлений Президент Путин заявил, что за последние годы падение производства составило 40%. Для сравнения: во время войны эта цифра была лишь порядка 17%. То есть уровень жизни очень сильно упал.Это отразилось на продолжительности жизни, которая составляет в среднем 58 лет у мужчин и чуть больше у женщин. По продолжительности жизни Россия занимает 111-е место в мире, между Ираком и Белизом. Как говорил Столыпин: «Бедность - худшее из рабств». Но, несмотря на бедность, количество студентов в нашей стране увеличилось: если в СССР их было 5,2 млн., то сейчас, когда у нас населения вдвое меньше, студентов насчитывается 6,5 млн. человек. То есть какие бы мы с вами разговоры о бедности ни вели, а все равно высшее образование стало доступно, как никогда. Правда, если в советское время высшее образование было бесплатно, то сейчас около 60% студентов за него платят - такова одна из тенденций современного образования.

НИКИТИН Эдуард Михайлович, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования:

- В центре всей работы по повышению квалификации учителя должен стоять учебник. На сегодняшний день система работы с учебником практически утрачена. Роль Академии повышения квалификации может состоять именно в том, чтобы сформировать корпорацию тьюторов по всем имеющимся у нас учебным пособиям. Такие специалисты должны знать особенности работы с учебником, его методический аппарат, и они могли бы осуществлять связь издательства с учителем. Думаю, это грамотный рыночный ход.

ПОЛОЖЕВЕЦ Петр Григорьевич, главный редактор «УГ»:

- В самом первом номере «Учительской газеты» есть много материалов, которые не утратили своей актуальности и сегодня. В частности, есть такое объявление: «Каждому учителю положен бесплатно указатель учебников и методической литературы для школ 1-й и 2-й ступени». Сегодня федерального перечня учебников мы не найдем ни в одном институте повышения квалификации. Думаю, что «Дрофа» должна выступить инициатором того, чтобы все издательства, чьи учебники попадают в федеральный перечень, отправляли бы свои учебники во все региональные управления, в институты повышения квалификации и развития, таким образом у учителей был бы реальный выбор. Когда мы говорим, что у них сегодня есть выбор, - это полуправда, потому что многие учебники до удаленных регионов просто не доходят.

КУЗНЕЦОВА Ирина Владимировна, директор Института управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд:

- Федеральный закон о закупках вступает в силу с 1 января нового года. С этого момента наша страна начинает жить по-новому, т.е. система закупок меняется кардинально. Я бы хотела отметить те моменты, которые касаются государственных заказчиков учебной литературы. Нижняя граница применения этого закона - 50000 руб. При закупках на большую сумму мы обязаны применять новый закон. По новому закону все, кто имеет доступ к публичным средствам, становятся государственными и муниципальными заказчиками, если они получат соответствующие полномочия. Если же они этой «уполномоченности» не получат, они не смогут воспользоваться бюджетными средствами... В целом этот закон дает совершенствование работы органов власти Российской Федерации. Но конкретно вам в переходный период он принесет массу головной боли и потребует ваших усилий по его реализации.

КОВРИЖНЫХ Юрий Васильевич, зам. исполнительного директора ООО «Дрофа»:

- Появление нового закона о закупках волнует и нас, как книгоиздателей. В своей деятельности мы до сих пор основывались на законе об авторском праве от 1993 г. и законе о госзакупках. С января 2006 года вступает в силу новый закон о госзакупках. Однако в связи с новым законом мы уже принимали участие в торгах с использованием обозначенных в законе схем. Самый приемлемый вариант - это проведение объединенных торгов на одноименные товары. То есть муниципальные органы образования делегируют свои права органам образования субъектов РФ. И на региональном уровне проводится объединенный тендер. Но такие торги удалось провести не везде. Хуже всего, если муниципальные органы передают свои полномочия на закупку учебников школам. В этом случае школы ориентируются на одного поставщика, не проводя конкурса. И тогда появляется огромное количество посредников, возможно, предлагающих контрафактную продукцию, и, кроме того, удлинение цепочки от издателя к заказчику делает учебник дороже. Также с нового года произойдут изменения в налогообложении. Производитель продукции после отгрузки продукции обязан в течение текущего месяца заплатить НДС. Раньше мы имели возможность платить после того, как приходили деньги. Ну а сейчас мы вынуждены предусматривать в контрактах 30-процентную предоплату. Но какие бы законы ни вводили, надеюсь, мы с вами сможем всегда найти мудрое решение, чтобы учебник не стал контрафактным и дорогим.

СИВОГЛАЗОВ Владислав Иванович, директор по тематическому планированию ООО «Дрофа»:

- Цель нашего издательства - создание конкурентоспособной учебной литературы. Издательский дом «Дрофа» никогда не стремился издавать учебники ради учебников. Мы очень серьезно относимся к выбору авторов и очень внимательно отслеживаем, какие интересные линии существуют на рынке. Сейчас очень важное направление нашей работы - это создание учебников для профильной школы. Ряд учебников по русскому языку, химии, истории, математике, немецкому языку уже создан. Еще одно направление: подготовка к ЕГЭ. Для этого мы издаем два типа пособий - прежде всего это тесты к нашим линиям. Эти тесты позволяют ученику проводить самопроверку. И второй тип пособий у нас идет под рубрикой «Готовимся к единому экзамену». Это тесты с очень подробными комментариями, и в ряде случаев (например, по биологии) их можно назвать энциклопедиями. Их можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам. Одно из наших достижений - это издание разнообразной методической литературы. Был период, когда не было рабочих тетрадей. Теперь они появились в большом количестве. Но мы пошли дальше и теперь разрабатываем тетради для контрольных и проверочных работ, для лабораторных занятий. Этой литературы очень много, но это не значит, что учитель должен приобретать ее всю: мы даем учителю возможность выбора. В отношениях с авторами и учителями мы пошли еще дальше. Если раньше у нас были учебник и рабочая тетрадь написаны автором, то сейчас мы предлагаем составлять рабочие тетради учителям, методистам, которые работают по этому учебнику не один год. Также для учителя мы издали серию книг, куда вошли: «Ученые РАН - школе», «Ученые РАО - школе» - эти книги призваны поднять научный уровень преподавания, а также познакомить учителя с последними достижениями академической науки. Это очень важно, и до настоящего времени никто этим не занимался.

САВЕНКОВА Вера Нургазиевна, директор Центра учебно-наглядных пособий, Республика Алтай:

- Я хочу поблагодарить руководство и сотрудников издательства «Дрофа» за то, что они организовали такую нужную и полезную всем нам встречу. Проблем в регионах немало. И все же хочется надеяться, что в новом году многое разрешится. Иначе не может быть. Ведь везде, а мы видим это сегодня, работают люди, которые всей душой болеют за наше образование, за детей, учителей, школу и готовы отстаивать свои позиции. Разрешите мне вручить благодарственное письмо издательству «Дрофа» за оказанную помощь школам Алтайского края, пострадавшим от землетрясения 2003 г. Я непосредственно занималась проблемой получения необходимой гуманитарной помощи для наших школ и хочу сказать, что специалисты издательского дома «Дрофа» оказали эту помощь не просто для отписки и отчета: они не отмахнулись, поддержали нас в трудную минуту и прислали все самое необходимое - наглядные пособия, энциклопедии, справочники. Низкий вам поклон от всех нас.

КУТУЗОВ Александр Геннадьевич, ректор Гуманитарно-педагогического института:

- Понятие «результативность образования» включает в себя и роль методиста как связующего звена между учебником и учителем. А по последним документам выходит, что методисту нет места в системе образования. Пока существует такая ситуация, думаю, имеет смысл начать издавать «Антологию методической мысли». Кроме того, в некоторые регионы учебники «Дрофы» поступают без методического сопровождения, и это резко снижает эффективность самих учебников. Также важна роль воспитывающей образовательной среды, которую мы создаем своими учебными пособиями. С недавних пор мы стали считать, что воспитание - это проблема семьи, а школа должна заниматься в первую очередь образованием. Но сегодня для многих стало очевидно, что если воспитательный элемент выпадает из поля зрения педагога, тогда школа либо гимназия превращается в придаток высшего образования, либо школа перестает функционировать как серьезный социальный институт.

СИРОТИН Владимир Иванович, зам. генерального директора издательства «ДИК»:

- Издательство «ДИК» предлагает наиболее совершенные картографические пособия, которые могут поддержать учебники истории и географии. С тех пор как вышел новый образовательный стандарт, наше издательство полностью переделало под него свою продукцию, создав новые линии. Например, по географии стандарт коренным образом изменился: мы перешли на страноведческий курс, отказавшись от искусственного деления географии на физическую и экономическую. И под этот стандарт у нас есть новые атласы, контурные карты и рабочие тетради. Также мы полностью модернизировали две линии школьных атласов: по отечественной и всеобщей истории. В комплект картографических наглядных пособий к курсу входят и настенные карты, которые обновлены в соответствии с новой статистикой. В этом направлении нами ведется очень серьезная работа, позволяющая утверждать, что на сегодняшний день наши картографические комплекты для школы - вне конкуренции.

АНДРЕЕВ Игорь Львович, главный редактор редакции высшего и профессионального образования ООО «Дрофа»:

- Связка «образование и карьера» сейчас прочно укоренилась в нашем представлении об образовании. И, по-моему, этому надо радоваться. Я бы только добавил, что понятие «хорошее образование» должно связываться не только с дипломом престижного вуза, за которым иной раз ничего не стоит, но и с такими понятиями, как «интеллектуальность и образованность». Хорошее образование невозможно без хорошего учебника для высшей школы. «Дрофа» пытается издавать фундаментальные учебники. Хотя это очень сложно и дорого, но мы стремимся не потерять наработки высшей школы советского периода, добавляя к ним в обязательном порядке и новационный компонент. Мы пытаемся создавать модульные учебники, с применением современных цифровых технологий. Мы работаем совместно с институтом ЮНЭСКО над серией «ЮНЭСКО для российского образования» - это возможность для нашего студента приобщиться к европейскому образованию. Мы планируем издать в этой серии несколько переводных книг. Кроме того, мы пытаемся создать единое образовательное пространство для школы и педвуза. Стараемся, чтобы у нас авторы учебника для школы и для вуза выступали в одном лице. Если же этого нет, то добиваемся, чтобы школьный и вузовский учебники соответствовали друг друг методически. Немало проблем у нас возникает и с профессиональным образованием. Эти проблемы пытаются переложить на плечи регионов, но им одним решить ее не под силу. Мы пытаемся со своей стороны им помогать, и помогать, действительно, надо. Среди учащихся техникумов очень высокий процент детской преступности, а квалификация специалистов оставляет желать лучшего. Особенно, если мы вступим в ВТО и возникнет реальная конкуренция для нашей рабочей силы. На сегодняшний день нами изданы модульные учебники для систем НПО и СПО. Это базовые учебники. Они построены так, что общие знания в них максимально приближены к профессиональным. Но в нашей работе нам нужна помощь регионов в информационном плане. Также мы нуждаемся в авторах, чей опыт работы в сфере профессионального образования мог бы стать достоянием всей страны.

РАЗБИВНАЯ Галина Анатольевна, министр образования и по делам молодежи Республики Карелия:

- Проблема качественного профессионального образования у нас в регионе стоит очень остро. В особенности с теми детьми, которые получают профессию, не окончив школу. Учебники для этих детей должны быть особенно интересными. Мальчишек 14-15 лет надо не в детские дома отправлять, а создавать для них профессиональные училища, где бы их могли обучать современным специальностям.