Общее понятие о человеке

В изучении этих вопросов на протяжении многих тысяч лет сформировались разумные знания. Наиболее древние «сочинители» мифов и легенд о человеке склонялись к тому, что первоначальными предками людей могли быть отдельные виды животных и даже растений. На гранитных плитах и обложках книг ими иллюстрировались животные в очеловеченном виде и полувертикальном их положении (люди-кентавры). Ныне в цирках проделывают то же самое с животными.

В древнейшей мифологии, с другой стороны, параллельно сформировались обожествление человека, вера в существование человеческой души после смерти и разрушения тела. Известный выразитель этой идеи древнегреческий мыслитель Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что человеческие знания об окружающей природе не могут быть истинными: «Достоверные знания человек приобретает из воспоминаний его души, полученных ею во время пребывания в «небесном мире истинно сущего».

Взгляды Платона не разделяли древнегреческие демократы Протагор и другие представители «наивного материализма». В их представлении носителем знаний должен быть отдельный человек - индивидуум, а не «духовные существа» или же «мудрецы». Свою позицию Протагор выразил в формуле софистов: «Мера всех вещей - человек». С этим Платон не соглашался и в диалогах «Государство» парировал: «Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом Бог, гораздо более чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых».

В творчестве Аристотеля человек трактуется как живое существо, наделенное духом, разумом и способное к общественной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение этого философа, «по природе своей есть существо политическое».

Античная философия, таким образом, придавала познанию человека особое значение и ставила его на высшее место во всем мире, во всей Вселенной. Российский философ XX века Николай Бердяев констатировал, что не только философы Древнего Востока, но и Греции рассматривали человека как составную часть Вселенной, как малую Вселенную, как микрокосм, отражающий в себе воздействие окружающего мира макрокосма и высшего космического разума.

Библейские идеи сотворения Вселенной Богом, в том числе и человека, выступали с I века н.э. важнейшими постулатами христианского вероучения. В ряду активных сторонников и проповедников христианства на рубеже IV-V вв. был средневековый теолог епископ Августин Блаженный. В его наставлениях человек рисовался прихожанам как существо, состоящее из двух противоречивых сущностей: духа и тела. Душа при этом представлялась независимой от тела, и именно ее Августин отождествлял с человеком. Плоть же человеческая им трактовалась собранием низменных страстей и желаний, порождением дьявола.

Богословы средневековья не приняли знаменитую формулу древнего мыслителя Протогора: «Человек - мера всех вещей». Как и не приняли они концепцию универсальности и уникальности человека в системе мира, предложенную философом эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. В своем трактате «Речь о достоинстве» этот автор говорил о божественном достоинстве человека, его мудрости и всесильности. Однако и такого рода оценку человека богословы признали еретической.

В эпоху Нового времени в кругах обществоведов и естествоиспытателей Европы было немало тех, кто придерживался концепции внеземного происхождения человекоподобных разумных существ и их частичного перемещения на планету Земля. В конце XIX века один из первых нобелевских лауреатов, шведский химик Сванте Аррениус, выдвинул идею привнесения жизни на Землю разумными существами из космоса, что оставленные ими человеческие существа положили начало появлению человека и человечества на земном шаре. Правда, вскоре идеи Аррениуса были позабыты до середины XX века. В сороковые годы названного столетия итальянский физик Энрико Ферми вообще усомнился в существовании внеземного разума: «Если они есть, то где же они, почему не здесь?!»

С другой стороны, с конца XIX столетия все более давала о себе знать теория земного происхождения. Крупный вклад в этот вопрос внес своей эволюционной теорией Чарльз Дарвин. В основу эволюции он положил естественный отбор. О чем свидетельствует название авторских работ: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

В книгах Ч.Дарвина была выдвинута и рассмотрена гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Но завершающего обоснования причины выделения человека из животного мира Дарвин не дал.

Осмысление теории происхождения человека, жизни на Земле продолжили в конце XIX в. немецкий философ Ф.Энгельс, а в XX веке известные советские естествоиспытатели академики Владимир Вернадский, Александр Опарин.

Энгельс в качестве главного средства формирования человека назвал труд, проявившийся с самого начала как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых социальных качеств человека: язык, мышление, общение, мировоззрение, ценностные ориентации и творческие способности.

Следовательно, человек становится человеком с тех пор, с каких он начинает производить орудия труда и при их помощи материальные блага. Суммируя кратко изложенные сущностные черты человека, правомерно констатировать, что человек - это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общений. Многие его стороны недостаточно освещены. Проблема происхождения и заселения Вселенной человеком по-прежнему находится в центре внимания многих ученых. В Америке на начало 2002 года руководство компании «Майкрософт» выделило 100 млн. долларов на финансирование программы (SETI) по поиску внеземных цивилизаций. В рамках HACA был открыт большой отдел астробиологии, собравший в 2001 г. на международную конференцию шесть тысяч ученых.

Человек как биосоциальное существо

Еще Аристотель называл человека не только социально-политическим существом, но и политическим животным. Тем самым он подчеркивал наличие в человеке двух начал: биологического (животного) и политического (социального). В связи с этим вставал вопрос об определяющем начале в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека, каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Ранее отмечалось, что биологическое и социальное в человеке сливаются воедино. И только в таком организационном объединении складывались условия для его жизни.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальная выражает сущность человека. В биологическом отношении человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид разумного (хомо сапиенс) человека.

Естествоиспытатели, философы, антропологи выделяют восемь особенностей человеческого организма, в том числе: прямая походка, освобождающая передние конечности, позволяющая использовать их для труда; цепкие руки с подвижными пальцами; взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях; большой мозг и сложная нервная система; развитая речь благодаря сложному механизму голосовых связок, особому строению гортани, губ и т.п.

Человек еще разительнее отличается от других земных существ, если взглянуть на него с социально-культурной стороны: во-первых, он передает от одного поколения людей к следующему свои технические и культурные достижения, совершенствует тысячелетиями язык общения, орудия труда, свои социальные отношения. Поэтому человека и определяют как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. Во-вторых, люди не только творят мир культуры, но и создают, перестраивают формы социального порядка: государство, гражданские структуры общества, местные органы самоуправления. Все эти качества не даны человеку от природы, их он обретает в процессе жизни в обществе. Животное же в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы, приспособлены к окружающей среде.

Из изложенного следует выделить четыре качества, которыми характеризуется и отличается человек от животного мира: сознание, труд, речь, общение (социальность).

Сознание человека и его природа

Уже сказано, что человек отличается от других живых существ целым рядом черт, в частности сознанием. Это качество для всех людей является общим и постоянным. Российскими академиками-физиологами И.Сеченовым и И.Павловым доказано, что сознание как социальное явление возникло одновременно и в единстве с общественным бытием. «Природе» же безразлично существование человеческого разума, в то время как человеческое общество без него не могло бы возникнуть и развиваться. Названные выше ученые-физиологи и многие философы, социологи, психологи Нового времени утвердились в правомерности концепции, что сознание основано на материальных, нервно-физиологических процессах мозга функционирующего человека. Среди обществоведов существуют и другие подходы в понимании отношения сознания и мозга. Например, философы-идеалисты (Платон, Гегель) говорили о сознании как божественном даре, и отсюда его духовное начало не нуждается для своего существования в материальной основе, что сознание первично.

Философы-дуалисты (Декарт, Кант) признавали параллельное существование двух начал: духа и тела. Другими словами, мозг не зависит от сознания, а последнее - от мозга.

Сознание имеет сложную структуру, в которой прежде всего выделяются осознание (познание) вещей и определенное отношение (переживание) к тому, что человек познает. Осознание получаемых знаний осуществляется на различных уровнях сознания (обыденное, теоретико-научное, общественно-психологическое) и таких формах общественного сознания, как политическое, философское, нравственное, правовое, религиозное и т.д.

Человек осознает, однако, не только внешний мир, но и себя как личность. Данное явление принято называть самосознанием, то есть осознанием человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Человеческое сознание исторически развивалось от эпохи к эпохе. Это во многом объясняет преобладание в доиндустриальном (аграрно-ремесленном) обществе изучения человеческого сознания на уровне обыденного познания. С середины XIX столетия в общественных науках стала утверждаться марксистская концепция о первичности материального мира и вторичности сознания. Такой подход к проблеме в обществознании стал называться философским материализмом.

Марксистская доктрина обусловленности духовной жизни материальным производством нашла понимание и объяснение в научной философии. В XX веке исследование не только сущностных, но и частных аспектов сознания не прекращалось. В последней четверти этого же столетия в постиндустриальных странах (США, Японии, Германии, Франции) предпринимались шаги к компьютерному моделированию человеческого сознания и в конечном итоге к сознанию «искусственного интеллекта». Но пока машины-роботы демонстрируют лишь отдельные функции подобно человеческим функциям.

ЭВМ наделяются программистами «знаковым мышлением», сам же человек изначально наделяется естественной природой зачатками абстрактного и образного мышления. На последующих этапах совершенствования человека развиваются и его мыслительные способности.

Вы уже знаете из учебника для 9-го класса «Биология, человек», что в составе человеческого мозга происходит специализация полушарий. У лиц с более развившимся «правополушарным мозгом» в процессе мышления доминирует образное, «картинное» мышление, а у «левополушарных» людей - абстрактно-понятийное.

Проще говоря, правое полушарие участвует в процессах образного мышления, отвечает за узнавание людей по голосу и за восприятие музыкально-художественного творчества. Левое же полушарие в процессе мышления ответственно за осуществление математически понятийных операций.

Очевидно, что в чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно. Можно говорить лишь о доминировании того или иного мозгового полушария, а вместе с тем и о совокупности операций с понятиями и образами, которые совершает наше сознание. Говоря о сознании разумном, сознательном отношении человека к миру, нельзя забывать и о том, что психологическая, духовная жизнь человека включает в себя еще нечто, что просто не укладывается в сознательное. Это «нечто» называют бессознательным или подсознательным.

Понятие «бессознательное» впервые было сформировано немецким философом Г.Лейбницем в книге «Новые опыты о человеческом разуме» (1704 г.). Подсознание ученым рассматривалось как низшая форма духовной деятельности человека, лежащая за порогом осознаваемых представлений. И.Кант бессознательное рассматривал как проявление интуиции доопытного знания. З.Фрейд движущей силой бессознательного называл инстинкты, влечения, которые он разделял на две группы: с одной стороны, инстинкт агрессии, разрушения и, с другой стороны, инстинкты любви, инстинкты жизни. В этой связи между ними тлел постоянный конфликт: разум противостоял индивидуальности и стремился гасить элементы садизма, неврозов. Сознание в этих условиях формировало различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые призваны были подавлять подсознательное, являясь для нее цензурой духа.

В отличие от сознания бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании. Когда ребенок впервые учится ходить, прыгать, читать, писать, ездить на велосипеде, то любые действия им осмысливаются, осознаются. Наученный подросток те же действенные акты совершает автоматически, неосознанно.

Привычка, как нечто машинальное, распространяется на все виды деятельности человека, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Поэтому, как ни парадоксально, но сознание людей присутствует в бессознательных формах, в их духовной активности и может в ряде случаев взять под свой контроль наши привычные действия, ускорить, замедлить или даже остановить их. Человек, следовательно, сам может моделировать свое поведение, обладает способностью прогнозировать, создавать необходимые ему материальные и духовные блага, творить «вторую природу» - культуру.

Сущность бытия человека

Мыслящая часть человечества обращалась с древних времен не только к анализу основ мироздания и космоса, но и задумывалась над своим жизненным бытием и духовным миром. Бытие как понятие выражает существующие независимо от сознания человека объективный мир, материю. В отношении к обществу бытие употребляется как «общественное бытие»: отношение людей к природе и друг к другу.

Признавая бытие первичным, а сознание вторичным, представители школы материализма трактуют сознание не как пассивное отражение, но как активную воздействующую на бытие силу. Антитезой бытия в философии рассматривается ничто (небытие). Существовать друг без друга они не могут.

В VI веке до н.э., например, Демокрит с бытием связывал атомы и им противопоставлял пустоту. Позже Аристотель считал материю вечной, неуничтожимой. Материя у него представлялась общей основой к субстратам сущего, а небытие как потенциальное. О переходах первого во второе писал Гераклит: «В мире нет ничего неподвижного - холодное теплеет, теплое холодает, влажное высыхает, сухое увлажняется. Подобное совершается в жизненном бытии человека: рождение и гибель, жизнь и смерть». Об этом постоянном переходе тел и явлений через борьбу противоположностей из одного состояния в другое, из одной формы в другую писал Гегель.

Позднее, в XX веке, реакцией на рационализм эпохи Просвещения явился экзистенциализм-концепция «осознания чистой души, существование человека». Авторы немецкого экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) отмежевались от признания наукой материалистической философии, от марксизма в целом.

По Хайдеггеру, истинный смысл общественного бытия человека постигается не опосредованно через рассудочное мышление, а неопосредованно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, через экзистенцию.

Бытие и существование как термины близки по смыслу: быть - существовать, бытие - существование. Но как понятие бытие более широкое явление, оно включает в себе и сущность, и существование.

Окончание. Начало на стр. 7

Существование, повседневность - это вся конкретика жизни: случайное, временное, кажущееся, видимое и т.п. Но за этой суетной действительностью скрывается сущность, глубинное, необходимое, закономерное. Бытие человека внутренне состоит из единства сущности и явления, сущности и существования, из бесконечного числа различных элементов, форм, видов, систем.

Формы бытия человека проявляют себя в двух (биологической и социальной) сущностях. Каким же образом в человеке объединяются эти два начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые деформируются в условиях социума. Механизм наследственности, определяющий человека, включает в себя и социальную сущность. Новорожденный изначально проявляет присущие ему способности любопытства, радости, страха, воспитанную улыбку. В то же время, чтобы стать в широком смысле человеком, ребенку необходимо научиться им быть. В мир людей его вводит общество. Оно же наполняет его поведение социальным содержанием. Вне общества ребенок не становится человеком.

Человек, таким образом, по своей сущности есть социальное, биологическое и космическое существо. В связи с этим в обществознании выделяются четыре главные формы человеческого бытия. Первой его формой выступает бытие процессов естественной природы и созданная человеком искусственная «вторая природа».

Естественная природа, следовательно, является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и его жизнедеятельности. Она существовала и существует вне зависимости от человеческого сознания; вторая форма бытия человека связывает в целом мир вещей и специфическое человеческое бытие; третья форма - это бытие духовное (идеологическое), объединяющее внутренний мир самого человека, его сознание и плоды его духовной деятельности (книги, картины, ноты и т.п.); четвертая форма бытия - это социальное бытие. Оно подразделяется на бытие человека в природе, обществе, истории. Из изложенного следует, что первая природа в целом - непреходящее бытие, где лишь существование отдельного человека является преходящим.

«Вторая природа» тесно связана с бытием социального, зависит от сознания отдельного (совокупного) человека. Единичный представитель (индивид) человеческого рода хотя и является носителем общезначимых всех социально-психологических черт человека (разума, воли, потребностей, интересов и т.д.), в то же время выражает совокупность своих специфических черт: темперамент, характер, интересы, интеллект, способности, потребности. Наличие у человека этих особенных, единичных, неповторимых свойств делает его индивидуумом.

Употребляя понятие «индивид», следует иметь в виду, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества его здесь в расчет не принимаются. В данном контексте речь идет о безликом субъекте, которым может быть любой человек.

В общефилософском учении о бытии человек существует как живой индивид, является предпосылкой бытия человечества. В природном мире человек не только существует как тело, но и находится в зависимости от законов развития и гибели организмов природы. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом. Чтобы мыслить, надо обеспечить жизнь человеческого тела. Чему и призвана служить Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней закреплены фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, право на жизнь.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук