Досье «УГ»

Владимир Сергеевич КУЗИН родился в 1938 году в Московской области. Окончил Московское художественно-графическое педагогическое училище, а затем художественно-графический факультет МГПУ имени Ленина. В.С.Кузин - лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, член президиума Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, член Творческого союза художников, автор более трехсот научных трудов и учебных пособий по художественным дисциплинам для общеобразовательных школ и учреждений профессионального педагогического образования. В настоящее время Владимир Сергеевич Кузин - заведующий кафедрой рисунка факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. На факультете работает со дня основания и является наставником и вдохновителем основных мероприятий по совершенствованию подготовки художников-педагогов для Московской области и многих других регионов страны.

Передо мной - учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (из комплекта «Классическая начальная школа»), выпущенный издательством «Дрофа» в 2005 году. Его авторы Владимир Сергеевич Кузин и Эмма Ивановна Кубышкина. Комплект состоит из четырех учебников, к каждому прикладывается рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь содержит упражнения и задания для обучения младших школьников работе карандашом, фломастерами, акварелью и гуашью, а также знакомит детей с приемами рисования. В комплект также входит книга для учителя, где даются подробное тематическое планирование и методические рекомендации.

При первом же знакомстве с учебниками бросается в глаза не только то, что они прекрасно изданы, насыщены яркими рисунками и репродукциями, отрывками из произведений русских писателей и поэтов. Самое главное - книги не перегружены текстом, логически выстроены по разделам и темам и максимально учитывают возраст и психологию младших школьников. С 1 же класса в учебниках богато представлена тематика сказок и праздников, в частности зимних: «В гостях у сказки», «Родная природа в творчестве русских художников - «Зима»» (1 класс); «С чего начинается Родина», «Праздничный салют», «Елочные игрушки» (2 класс); «Новогодняя елка», «Песни нашей Родины» (4 класс).

Мне удалось побеседовать с автором учебного комплекта по изобразительному искусству для начальной школы Владимиром КУЗИНЫМ.

- Владимир Сергеевич, в чем, по-вашему, уникальность комплекта?

- Его уникальность в том, что он создан после глубокого изучения истории издания школьных учебников по изобразительному искусству не только в России, но и за рубежом. Конечно же, в большей степени мы опирались на отечественный опыт. Дело в том, что в России только до 1917 года было издано около 100 учебников и методических пособий по изобразительному искусству. В создании многих из них участвовали выдающиеся русские художники. Эстетическому воспитанию детей в старой России всегда уделялось большое внимание. Выдающиеся русские художники, такие как Репин, Коровин, Серов, Шишкин, не только создавали гениальные картины, но и были преподавателями. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для начальных классов создан на основе русской классической художественной школы, имеющей богатейшие традиции. Художественная классика - великое народное достояние.

Безусловно, в начальной школе очень важно уделять внимание развитию логического мышления ребенка. Но необходимо помнить, что у младших школьников личностная ориентация направлена на внешний предметный мир, у детей ярко выражено наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности. Познать через картинку мир - это большое счастье для ребенка. Каждый раздел учебников продуман с точки зрения детского познания окружающего мира. Учебный комплект по изо тесно связан с такими предметами, как литература, история, родная речь, природоведение. Важное значение имеет эстетическая направленность. Все страницы учебников эмоционально насыщенны, картины родной природы вызывают у детей теплые чувства, повышают их настроение. В конце каждого раздела дается четкое определение минимума объема знаний, которым должны овладеть школьники. Каждый учебник разделен на две части - практическую («Учись рисовать») и теоретическую («Волшебный мир»). В первом разделе дается подробная методика рисования, доступная детям. Школьникам доходчиво объясняется, как и с чего начинать рисунок.

- Чем учебный комплект, выпущенный издательством «Дрофа», отличается от других учебно-методических пособий?

- Особенность комплекта в том, что он охватывает основные направления художественного творчества - рисование с натуры и по памяти, тематическое рисование (иллюстрирование), декоративные работы, лепка, аппликация и беседы об изобразительном искусстве. Все эти направления органически связаны между собой и работают на общее развитие ребенка. Понимаете, детям рисовать только на заданную тему скучно. Приходит учитель в класс и говорит: дети, нарисуйте любимую сказку. Они с удовольствием будут рисовать на одном уроке, на втором, а на третьем захотят нарисовать фигуру человека или домик. Почему часто дети в средней школе рисуют хуже, чем в первом классе? Да потому, что у них нет элементарных умений и навыков. Как говорил Ушинский, фантазия ребенка - это не могучий полет орла, а порхание бабочки. Младший школьник только начинает ориентироваться в сложном окружающем мире и пытается частичку его отобразить на бумаге. Чтобы ребенок не останавливался на каляках-маляках и его художественные способности развивались, он должен иметь представление, что такое форма, пропорция, пространство, теплые и холодные тона, штрих, пятно, линия, цветовые контрасты. Все это в учебниках «Дрофы» разъясняется очень подробно. А для отработки практических навыков прилагается добротная рабочая тетрадь. Но здесь учитель и родители должны помнить, что рабочая тетрадь хоть и предназначена прежде всего для практической работы ребенка, но она ни в коей мере не может и не должна заменить альбом для рисования.

Сегодня много говорится о воспитании в детях чувства патриотизма, гражданственности. Я считаю, что это необходимо делать начиная с раннего возраста. Вот и наши учебники уделяют огромное внимание патриотической тематике. Возьмем, например, учебник для 3 класса. Такого раздела, как «Наша Родина - Россия» вы не найдете в других учебных пособиях. Эпиграфом к теме выбраны слова Ушинского о родной земле. Дети познакомятся с памятником «Тысячелетие России», увидят красоты родной природы, картинки старой и современной Москвы, старинных городов России. Важны также темы матери в творчестве художников и прославление труда в изобразительном искусстве. Раздел «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» знакомит учеников 1-4 классов с изделиями мастеров Хохломы, Гжели, Жостова и других центров художественных промыслов России.

В учебнике для 4 класса дети узнают о жанрах изобразительного искусства. Красочные страницы посвящены в том числе историческому и батальному жанрам. А таких тем и разделов, как «Великие полководцы России», «Портреты русских писателей», «В мастерской художника», «Орнаменты народов России и народов мира», в других учебниках по изобразительному искусству вы не найдете, а если что-то похожее и есть, то этому уделяется поверхностное внимание. Другие авторы в основном опираются на игровой момент в художественном творчестве.

- Как учебный комплект могут использовать на уроках педагоги и родители при подготовке домашних заданий?

- Грамотное использование учебного пособия по изо зависит от мастерства педагога, его индивидуальности и, конечно же, от подготовки ребенка. Каждый учитель должен четко представлять, что главная цель преподавания любого вида искусства в школе - это воспитание личности с духовно-эстетическими потребностями, способной к творческому труду. Что касается данного комплекта по изо, то учитель, пользуясь вопросами и заданиями по определенной тематике, может составить из них свой вариант планирования на год. Особенно важно, чтобы педагог подошел к учебнику творчески, исходя из местных условий: выделил наиболее важный материал, определил оптимальное количество часов для выполнения творческих работ, знакомил детей с искусством родного края, памятниками архитектуры. Учитель может опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса и учитывая особенности национальной культуры.

Исходя из специфики изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности и, безусловно, возраста детей, в учебнике очень мало текста. Однако при рассматривании иллюстраций и выполнении заданий, чтобы они лучше осмысливались детьми, взрослые должны максимально использовать все пояснения, данные в учебном пособии. Учителю и родителям следует чаще обращаться к стихотворениям, сказкам и другим литературным произведениям русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Пришвина.

В процессе работы с учебником взрослым необходимо так направлять мысли и чувства детей, чтобы они ощутили миг эстетического наслаждения, чему будут способствовать красочные репродукции, фотографии, рисунки и детские работы, представленные в книге. Важно обратить внимание ребенка на их цветовую гармонию, переливы красок, изящество линий и штрихов, игру света и тени, будь то нежный цветок на фотографии, всполохи вечернего заката или сверкание хрустально-чистых дождевых капель на репродукциях картин. Ведь прелести первозданной природы всегда восхищают и радуют детское воображение.