Задачи:

показать влияние отрицательных качеств личности на взаимоотношения с окружающими;

познакомить учащихся с формами проявления человеческой зависти;

способствовать процессу самовоспитания у учащихся и развитию потребностей анализировать поступки.

Оборудование: учебное пособие Я. Соколова, п. 12; методическое пособие, стр. 117; рабочая тетрадь, стр. 55; диафильм «Библейские истории», часть 2; карточки для доски; записи отрывков из детских песен; толковые словари.

Понятия: зависть, беднота, стимул.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, мои милые пятиклассники! Я рада видеть вас на нашем уроке.

С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (Возможные варианты ответов: с хорошим, с радостью и т.д., обратить внимание на пассивных учащихся).

Интеллектуальная разминка

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Граждановедение.

Какие темы мы с вами уже изучили? (Предполагаемый вариант ответа - Поступки человека, права человека, общество, нация, семья, достоинство и недостатки человека).

Что объединяет данные темы? (Предполагаемый вариант ответа - Разговор о человеке).

Для того, чтобы наше путешествие было интересным, на некоторых изученных темах остановимся поподробнее и выполним несколько заданий.

Задание 1 (на доске).

Что объединяет данные слова:

честь, мужество, доброта, скромность, справедливость.

Предполагаемый вариант ответа - Достоинства человека.

группа, народ, класс, семья, человечество.

Предполагаемый вариант ответа - Общество.

территория, особенная культура, национальный характер, хозяйство, язык.

(Предполагаемый вариант ответа - Нация.)

Задание 2 (письменно в тетради).

Кто из людей - Гражданин или обыватель - мог совершить такие поступки?

посадить дерево (Предполагаемый вариант ответа - Гражданин);

помочь старым людям (Предполагаемый вариант ответа - Гражданин);

сделать доброе дело не за так, а за деньги (Предполагаемый вариант ответа - обыватель);

защитить Родину от врага (Предполагаемый вариант ответа - Гражданин);

писать жалобы и анонимки - (обыватель);

осквернить памятник - (обыватель).

Задание 3. (Музыкальная минутка).

Послушайте отрывки из песен. Из списка прав человека выберите то право, которое соответствует данной мелодии.

На доске вразнобой. (См. таблицу).

Задание 4. Определи, о чем пословицы и поговорки?

Где мир да лад, там и Божья благодать.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, да и душа на месте.

Предполагаемый вариант ответа: Семья.

Молодцы! Мы с вами повторили основные понятия и переходим к изучению новой темы.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о человеке. О его достоинствах и недостатках. Человек - существо уникальное: казалось бы, у него есть все, но он все время хочет чего-то еще. Определите, пожалуйста, по моим действиям тему нашего сегодняшнего урока.

Я подхожу к Мише и говорю: «Миша, какая красивая у тебя авторучка! Я тоже такую хочу!» Подхожу к Насте: «Настя, на тебе такая элегантная кофточка! Когда получу зарплату, то тоже куплю себе такую!» Проявление какого качества вы заметили в моих действиях? (Предполагаемый вариант ответа - Зависть.)

Итак, тема урока - «Зависть».

Наша задача на сегодняшнем уроке - выполнить проблемное задание: Зависть - это достоинство или недостаток человека, это положительное или отрицательное качество?

Приступаем к рассмотрению первого вопроса:

1. Что такое зависть? На доске прикрепить в порядке очередности три определения:

Одни утверждают, что зависть - один из стимулов мечты, другие - что это стимул к созиданию, а как вы думаете, что такое зависть? (Предполагаемый вариант ответа - возможны разные варианты).

Выясняем значение слова по школьному толковому словарю. (Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого).

Какое из определений вам ближе и почему?

2. Каковы причины зависти? Почему люди завидуют? (Возможные варианты ответов записываются в тетрадь). Работа с текстом учебника, стр. 89.

3. Выяснив причину зависти, выясним, чему люди завидуют? Задание - нарисуйте и напишите самостоятельно, чему можно завидовать? (Проверить выполнение задания через 2 минуты).

На доске:

«Люди готовы завидовать даже красивым похоронам». Владислав Гжегорчик.

Вопрос для обсуждения: «Как вы понимаете данное высказывание? Сделайте выводы по третьему вопросу». (Предполагаемый вариант ответа - Люди могут завидовать всему и вся.)

Физкультминутка

Текст физкультминутки:

Мы позавидовали соседским яблокам, залезем в огород? Потихоньку подходим к забору, перелезаем через забор, тянемся за яблоком, срываем, едим, поглаживаем свой живот. Вкусно? Что мы совершили, сорвав в соседском саду яблоко? (Предполагаемый вариант ответа - кражу).

4. К чему может привести зависть? (Предполагаемый вариант ответа - к преступлению).

Психологи опросили 50 воспитанников детской исправительной колонии, совершивших кражу. 42 кражи совершены из-за зависти.

Зависть порождает не только кражи, но и убийства. Послушайте, пожалуйста, библейскую притчу о Каине и Авеле:

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада.

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля - как полагают, дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.

После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.

Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой, Авель?».

Каин дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?»

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь твоего брата вопиет (взывает) ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.

Вопросы для беседы:

Почему Каин убил Авеля?

Чему именно позавидовал Каин?

Неужели из-за этого можно убить?

Работа с рисунком из Библии. Посмотрите внимательно на рисунок, почему дым от костра Авеля белый, а дым от костра Каина - черный?

В народе говорят, что зависть бывает черной и белой. И может ли вообще быть белая зависть? Как ваши родители определяют черную и белую зависть? Спросите их об этом дома.

К чему еще может привести зависть? К предательству. Примером может стать еще одна библейская история.

У Иакова было двенадцать сыновей. От них потом произошли двенадцать колен или племен народа еврейского. Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Братья пасли стадо далеко от дома, и однажды отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. В это время братья организовали заговор против Иосифа.

Когда Иосиф пришел к братьям, они раздели его, скинули в ров, а затем продали проезжавшим в Египетскую землю купцам. Одежду измазали кровью козленка и вернули отцу.

Просмотр диафильма «Библейские истории», кадр 34-38.

Вернемся к проблемной задаче урока: зависть - это достоинство или недостаток?

(Предполагаемый результат решения задачи - ученики должны прийти к выводу, что зависть - это большой недостаток, мешающий человеку нормально жить и порой приводящий к болезням).

Учитель подтверждает вывод учащихся цитатой из Библии, что зависть наряду с жадностью, обжорством, скупостью, унынием, изменой является грехом и среди всех смертных грехов стоит на первом месте.

Задание: Какое из изречений больше всего подходит к библейским историям (выбрать из записей на доске).

«Зависть - один из стимулов мечты»

«Завидки берут, что нам не дают»

«Зависть - яд для сердца»

«Зависть - шаг к преступлению»

Вопрос для класса: «Ребята, а вы хоть раз завидовали? Чему? А к чему может привести детская зависть?» (Предполагаемый вариант ответа - к ссоре с родителями).

Сценка из учебника, стр. 52 «Не в велосипеде счастье».

Вопрос для класса: «Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?» (Предполагаемый вариант ответа - Повысить зарплату, хорошо учиться, заниматься самовоспитанием и т.д.)

Молодцы!

Практическая часть

Какие бы слова вы поставили рядом со словом «зависть»?

Перед вами два ларца. В одном - богатство, любовь и зависть, а в другом - честь, доброта и совесть. Какой вы выберете ларец и почему?

Обратная связь

Понравился ли вам урок?

Изменилось ли настроение после урока?

Какой вид деятельности понравился больше всего?

Арпик СМИРНОВА,учитель истории

Оренбургская область

Записи в тетрадях

Тема урока «Зависть»

1 вопрос. Что такое зависть?

Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

2 вопрос. Каковы причины зависти?

а) желание иметь то, чего нет у других;

б) жадность;

в) бедность.

3 вопрос. Чему люди завидуют?

а) предметы быта;

б) материальным благам;

в) таланту и т.д.

4 вопрос. К чему может привести зависть?

а) к преступлению;

б) к предательству;

в) к ссоре с родителями и т.д.

5 вопрос. Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?

а) повысить зарплату;

б) хорошо учиться;

в) заниматься самовоспитанием.

Приложение

Сказки о зависти

Сказка о жабе и розе

Всеволод Гаршин

Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом цветнике перед деревенским домом.

Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым клумбам и по дорожкам. Деревянная решетка рассохлась и развалилась. Но цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель и повилика, колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника достигли таких размеров, что казались чуть не деревьями. Угол цветника занимала крапива. Вся эта зелень служила фоном для нежного и роскошного цветника, розы.

Внизу, между корнями куста розы, на сырой земле жила жирная старая жаба. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. У розы была короткая жизнь. В первый день набирала цвет, на другой день должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться.

Розу заметила жаба.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Смотрела и завидовала. И она не придумала ничего лучше таких слов: «Постой - прохрипела она, - я тебя слопаю!».

Роза содрогнулась.

Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда - не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им. Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек...

Различается ли зависть жабы? Чем? Почему?

Примером зависти могут служить сказки А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне».