Человек года-2005

Иван ИОГОЛЕВИЧ, учитель года России-2005

2004-й. Елена Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров. Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

2003-й. Лидия Паукова, директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.

2002-й. Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Союза ректоров России.

Победа Ивана Иоголевича в номинации «Человек года в образовании» - событие знаковое. Это свидетельствует и об авторитете конкурса «Учитель года» в образовательном сообществе, и о том, что обладатель «Хрустального пеликана» 2005 года - и в самом деле личность незаурядная, яркая. Как признали те из экспертов «УГ», кому довелось побывать на финале конкурса в Калининграде, лидерство челябинского физика было бесспорным.

Сам Иван Александрович, который тоже вошел в число наших экспертов, на вопрос о том, кого бы он назвал человеком года в образовании, ответил так: «Это рядовой учитель, мои коллеги из физико-математического лицея №31 Челябинска, которые поддерживали меня во время конкурса и помогли в нем победить».

Виктор Садовничий, председатель Большого жюри Всероссийского конкурса, предложил Ивану Иоголевичу перейти на работу в МГУ. Однако лучший учитель страны предпочел остаться в родном лицее, со своими учениками. Интересно, что Виктор Антонович, недавно в очередной раз переизбранный на пост ректора Московского университета, стал ближайшим конкурентом Ивана Иоголевича по номинации «Человек года».

Политик года-2005

Владимир ПУТИН, Президент России

2004-й. Галина Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

2003-й. Анатолий Пинский, директор московской школы №1060.

2002-й. Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ III созыва.

У Владимира Путина были соперники по номинации, но конкурентов не было. По итогам опроса экспертов президент набрал больше голосов, чем десять других политиков, вместе взятых.

Пожалуй, по масштабу образовательных инициатив глава государства и в самом деле оставил всех политиков далеко позади. В первую очередь, конечно, речь идет о президентских премиях лучшим учителям и школам, увеличении доплат за классное руководство и других составляющих национального проекта «Образование». Однако образовательные инициативы президента этим не исчерпываются. Напомним, что еще весной в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу вдвое увеличить реальные доходы бюджетников, и работников образования в том числе, к 2008 году. А на встрече с выпускниками российских школ в Кремле предложил ввести в стране обязательное 11-летнее среднее образование.

Событие года-2005

Создание приоритетного национального проекта «Образование».

Проведение финала конкурса «Учитель года России-2005» в Калининграде.

2003-й. Вступление России в Болонский процесс.

2002-й. Принятие в первом чтении проекта закона «О государственном стандарте общего образования».

2001-й. Повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. Эксперимент по проведению единого государственного экзамена.

Появление на свет национального проекта вызвало бурные споры в педагогическом сообществе. В ходе обсуждения президентских инициатив, в том числе на страницах «УГ», высказывались мнения, что это всего лишь точечные меры, не способные кардинально изменить ситуацию в отрасли. Тем не менее нельзя не признать, что впервые за многие годы разговоров о приоритетности образования власть перешла от слов к делу. В 2006 году на тысячу рублей увеличатся доплаты для классных руководителей, 10 тысяч лучших учителей получат премии в размере 100 тысяч рублей, будут выделены гранты для талантливой молодежи, для школ и вузов, реализующих инновационные программы. И как утверждает министр образования и науки Андрей Фурсенко, это только начало. По его словам, национальный проект, предложенный президентом, - по сути пилотный. Кстати, примеру главы государства уже последовали некоторые губернаторы, учредившие свои премии для лучших учителей и школ.

Еще одним знаменательным событием эксперты «УГ» назвали проведение финала конкурса «Учитель года России-2005» в Калининграде. И это неудивительно. Конкурс поменял адрес впервые за всю свою 16-летнюю историю. По мнению наших экспертов, идея проводить финал на родине прошлогоднего победителя оказалась удачной. Не все же только Москве принимать цвет российского учительства. Теперь и другие регионы смогут обогатиться опытом лучших педагогов страны. Тем более что провинция нуждается в нем гораздо больше, чем столица.

Проект года-2005

«Информатизация системы образования» (Национальный фонд подготовки кадров)

2004-й. Создание Российской ассоциации навигаторов/скаутов.

2003-й. «Поколение.ru» (Федерация Интернет Образования). Образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (Высшая школа экономики). «Модернизация: шаг в будущее» (Министерство образования РФ и «Учительская газета»). Поддержка соотечественников за рубежом (издательство «Просвещение»).

2002-й. «Поколение.ru» (Федерация Интернет Образования).

По итогам 2004 года Елена Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, была названа экспертами «УГ» человеком года в образовании. Сегодня НФПК снова в лидерах.

Проект «Информатизация системы образования», стартовавший в этом году на средства Займа Международного банка реконструкции и развития, признан самым удачным начинанием 2005 года. Пилотными регионами проекта стали Карелия, Красноярский, Ставропольский и Хабаровский края, Калужская, Пермская и Челябинская области. Здесь открыты межшкольные методические центры, которые призваны поддержать процессы информатизации школ, распространения электронных учебно-методических материалов, повышение квалификации управленцев и педагогов. Цель этих усилий - добиться активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. На первом этапе (до июня 2008 года) в проекте будут задействованы свыше 6 тысяч школ и более 400 тысяч учителей в пилотных регионах. А затем на новую ступень информатизации планируется вывести и другие регионы России.

Скандал года-2005

Массовое увольнение за поборы директоров московских школ.

Самоубийство Романа Лебедева, ученика 262-й школы Санкт-Петербурга.

2004-й. Монетизация льгот.

2003-й. Отказ Москвы от участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года».

2002-й. Письмо Министерства образования РФ о преподавании основ православной культуры в школе. Попытка отменить льготы сельским учителям. Бюджет-2003: фракции «Отечество» и «Единство» проголосовали против увеличения расходов на образование.

О том, что в российских школах практически повсеместно собирают деньги с родителей и далеко не всегда законными способами, известно уже давно. Однако первый гром прогремел только в этом году.

Весной глава столичного Департамента образования Любовь Кезина по результатам проверки, проведенной КРУ, отправила в отставку 13 директоров московских школ. А в сентябре бросился под поезд питерский школьник Роман Лебедев. В своей предсмертной записке подросток сообщал, что больше не может терпеть издевательства учительницы, вымогающей у него 300 рублей на ремонт класса. Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по статье «доведение до самоубийства» и начала массовую проверку городских школ. Трагедия, вызвавшая шок не только в образовательном сообществе, породила новую волну разговоров о поборах в школах. Но главный скандал года не в том, что с родителей незаконно собирают деньги, а в том, что чиновники от образования закрывают глаза на проблему, существующую не первый год. Кстати, это касается и «дела о медалистах» 70-й школы Ярославля, которое упомянули в ходе опроса некоторые эксперты «УГ».

Наши эксперты

Вместе с «УГ» итоги года в образовании подводили:

Олег ПАРАМОНОВ, учитель года России-1992, Артур ЗАРУБА, учитель года России-1993, Михаил НЯНКОВСКИЙ, учитель года России-1994, Екатерина ФИЛИППОВА, учитель года России-1996, Александр ГЛОЗМАН, учитель года России-1997, Владимир ИЛЬИН, учитель года России-1998, Алексей КРЫЛОВ, учитель года России-2001, Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель года России-2003, Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ, учитель года России-2004, Иван ИОГОЛЕВИЧ, учитель года России-2005;

Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор центра образования №686 («Класс-центр») г.Москвы, Борис МАЛЬБАХОВ, директор лицея №2 г.Нальчика (Кабардино-Балкария), Александр ХОДЫРЕВ, директор гимназии №1 Кирово-Чепецка (Кировская область), Татьяна СЕЛЕЗНЕВА, директор Ржевской школы №4 Тверской области, Мусса БАТЕРБИЕВ, директор Усть-Илимского экспериментального лицея (Иркутская область), Виктор ДЕМИН, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, Валерий ГОМЗЯКОВ, директор СОШ №3 г.Северодвинска (Архангельская область), Жалсан САНЖИЕВ, директор бурятского национального лицея-интерната №1 г.Улан-Удэ, Надежда МАРТИНА, директор многопрофильной средней школы №2 г.Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ);

Алла ЗОЛОТУХИНА, министр образования Ставропольского края, Леонид ГЛОК, начальник Департамента общего образования администрации Томской области, Наталья АСТАФЬЕВА, начальник Управления образования Тамбовской области, Геннадий КОЗБЕРГ, заместитель руководителя Главного управления образования Воронежской области, Алексей ГЕРАСИМОВ, начальник Департамента общего и профессионального образования Костромской области, Зугура РАХМАТУЛЛИНА, министр образования Республики Башкортостан, Юрий ТАРАН, председатель Департамента образования Липецкой области;

Виктор ДРУЖИНИН, ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, Владимир ДАНИЛОВ, ректор Чувашского республиканского института образования, Татьяна РЫЖКОВА, ректор Читинского института повышения квалификации работников образования, Василий СИНЕНКО, ректор Новосибирского института повышения квалификации работников образования, Людмила КОВРУ, ректор Института повышения квалификации работников образования Республики Карелия, Василий СУПРУН, ректор Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Надежда ЛЫЖИНА, директор Регионального центра развития образования Томской области, Жанна ШИЛОВА, ректор Института развития образования Ярославской области;

Марина МАЦКЯВИЧЕНЕ, специальный корреспондент газеты «Труд», Игорь СЕРГЕЕВ, специальный корреспондент газеты «Московский комсомолец», Наталья САВИЦКАЯ, обозреватель «Независимой газеты», Дарья МАРТЫНКИНА, корреспондент газеты «Аргументы и факты», Константин СУМНИТЕЛЬНЫЙ, редактор журнала «Лидеры образования», а также журналисты «Учительской газеты» - редактор отдела образования и воспитания Светлана РУДЕНКО, редактор отдела экономики, политики и социальных проблем Дмитрий ЕГОРОВ, редактор отдела информации Наталья БУНЯКИНА, специальный корреспондент Виктория МОЛОДЦОВА.