Но правила – это одно, а жизнь – другое, когда речь идет о конкретных учителях, темах, методиках… В жизни на первый план выходит индивидуальность – яркие, талантливые личности, участники конкурса. Учитель года России-2002 Игорь Смирнов был прав, когда сказал, приветствуя участников финала: «Сегодня я желаю вам спокойной работы и внутреннего убеждения, что каждый из вас самый хороший для своих учеников, и лучше вас никогда не будет. Вы самые талантливые, самые неповторимые. Я желаю вам не казаться, а быть самим собой, и тогда вы всегда будете победителями».

Импровизированная улыбка

Урок-импровизация, несмотря на свою внешне игровую форму, - сложный жанр. Конкурсанты это хорошо понимают. Помогает им то, что благодаря многолетней конкурсной практике каждый новый участник хорошо знает, как такое занятие подготовить и провести. В этом я убедилась, просмотрев финальные уроки участников конкурса «Учитель года Ленинградской области-2003» и расспросив учителя, который, на мой взгляд, показал самую близкую к идеалу импровизацию. Кто же мог знать, что интервью я брала у будущего победителя…

- Что такое урок-импровизация?

Дмитрий Щербаков, учитель географии Русско-Высоцкой СШ Ломоносовского района:

Я считаю, импровизация – когда у педагога есть желание общаться с детьми, когда он хорошо знает материал и дает его детям в интересной форме. И когда ребенок уходит с урока с улыбкой.

- Отличается подготовка, проведение обычного урока и урока-импровизации для взрослых?

- Со взрослыми, с одной стороны, работать проще, потому что они уже что-то знают. Сложность в том, что взрослые закомплексованные. Дети непосредственные, с ними проще и легче работать. То, что они чувствуют, они сразу проявляют и показывают. А взрослый стесняется. Учителю на уроке-импровизации надо собрать все хорошее, что у него есть. Мобилизовать свои душевные силы, знания и в короткий промежуток времени показать. Урок-импровизация – это выплеск всего того, что учитель накопил за свою профессиональную жизнь.

Несмотря на то, что каждый конкурсант, конечно, старается за двадцать минут показать все свои лучшие стороны, все находки, методики, технологии, мастерство воспитателя, знание предмета, неизбежно превалирует какое-то одно направление, какая-то одна идея, форма подачи материала. Отсюда все уроки-импровизации можно условно разделить на несколько видов. Вот некоторые из них, подмеченные на ленинградском конкурсе.

Информационные.

Учитель биологии Федоровской СШ Тосненского района Ольга Севостьянова рассказывала о борьбе с вредителями всего того, что неутомимые дачники выращивают на своих огородах. Тема архиважная и близкая почти каждому. Ученики Ольги Владимировны познакомились с химическими и биологическими средствами защиты растений, сделали вывод, какой из них лучше. Практически весь урок заняла мастерски изложенная лекция с песнями, демонстрацией плакатов и наглядных материалов.

Экзотические.

Тема урока преподавателя специальных дисциплин профессионального лицея №34 г. Кингисеппа Аллы Григорьевой звучала многообещающе: «Сервировка стола салфетками». Зрители и участники урока не только изучили историю и классификацию салфеток по видам и материалу изготовления, узнали, где должны лежать салфетки и как ими пользоваться, но и научились самостоятельно складывать «сдвоенный корпус», «стоящий веер», «простой веер», «ролик».

Какова композиция «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Какой прием лежит в основе изображения героев? Что скрывается за образом золотой рыбки? На эти и другие вопросы отвечали взрослые в роли семиклассников на занятии филолога СШ №4 г. Кингисеппа Елены Румянцевой. С помощью знаменитой сказки Пушкина Елена Николаевна пыталась выявить своеобразие русского национального миропонимания. В ход на уроке пошло все: и высказывание Карла Юнга «В сказках выражается жизнь человеческого духа», и песня «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королевой.

Развивающие.

К ним можно отнести, во-первых, урок победителя Дмитрия Щербакова. Дмитрий Владимирович учел, что времени у него немного и выбрал для импровизации мини-тему «Условные знаки». Зато занятие было полноценным: изучение материала (десять условных знаков – болото, мост, озеро и так далее), закрепление (учитель рассказал половину сказки «Гуси-лебеди», используя карту, на которую были нанесены знаки), творческое задание (ученики должны были самостоятельно закончить сказку - описать по карте путь девочки и братца от избушки Бабы Яги до деревни).

Еще одно развивающее занятие показала учитель начальных классов лицея №8 г. Тихвина Ирина Гребешкова. Она быстро, ловко, красиво научила добровольцев решать логические задачи. Так же быстро ребята разделались с парой примеров и даже успели поразмышлять над вопросом конкурсантки: «Почему я предложила вам такие задачи?» На прощание Ирина Владимировна дала домашнее задание и поблагодарила своих учеников: «Мне понравилось, как вы работали, и молодцы, что ошибались».

Выставка достижений

Конкурс «Учитель года» как нельзя лучше показывает слабые и сильные стороны любого регионального образования. Наблюдая вместе с членами большого жюри, гостями и сочувствующими за выступлениями «девятки» конкурсантов, я подумала, что, попади Ленинградская область на крупный образовательный форум, ее стенд мог быть одним из самых богатых по разнообразию представленных сфер деятельности. В перерыве между финалом и суперфиналом конкурса я решила выяснить у председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Зои НАЙДЕНОВОЙ, что было бы представлено на такой выставке в первую очередь. Зоя Георгиевна задумалась, но очень быстро сформировала содержательный «пакет» стенда.

- У нашего регионального образования есть стратегические направления развития. Одно из них – информатизация образования. Если бы мы повезли свои наработки на выставку, мы бы, в частности, показали, как работает муниципальный центр информатизации. Второе направление - движение «Учитель года». Можно взять личность учителя в этом движении и показать ее развитие: вот отправная точка и вот место педагога в модернизации сегодня, наработанные технологии, методические комплексы, книги. Или в целом посмотреть, как конкурсное движение повлияло на развитие системы образования региона. Третье направление. Сейчас мы создаем уже третью региональную программу. На следующий год она у нас будет активно работать. Хотелось бы отследить развитие региональных программ, проанализировать их идеологию, выявить результативность. Четвертое направление – наши родители. У нас три года проходят областные родительские собрания. Ведь несмотря на то, что по закону родители - равноправные участники нашего образовательного процесса, они поставлены в большую зависимость от школы, педагогических коллективов. У каждого педколлектива есть власть над родителями. Такого быть не должно».

Одаренные дети: от А до Я

Суперфинальную пресс-конференцию вел ректор Ленинградского областного института развития образования Сергей ЛИСИЦИН. Отвечая на вопросы Сергея Александровича, «тройка» финалистов легко и просто создала своего рода энциклопедию «Одаренные дети: от А до Я». Сначала выяснили, что такое одаренность. Потом перешли к практике: как оптимально использовать образовательную среду вокруг ученика для развития его природных задатков?

Алла Гребешкова: «Я могу сказать на примере нашей школы. Психологи, методическая служба наблюдают, осматривают детей еще в садиках. По тестам, наблюдениям делаются первоначальные выводы, складывается впечатление о ребенке. Начиная с 1-го класса, у нас проводятся мероприятия (экспериментальная работа, факультативы), на которых всем детям дается возможность проявить себя. Классные руководители, завучи за ними наблюдают, фиксируют результаты, заносят их в специальную картотеку. Успех на олимпиаде – повод помочь ребенку заниматься более углубленно данным предметом. В средней школе существует система факультативов, в старшей - профильные классы».

Елена Румянцева: «Часто одаренные дети – неудобные в обучении, они далеко не всегда успешны. Предметника нужно учить работать с такими детьми».

Дмитрий Щербаков: «С одаренными детьми больше всего экспериментируют, «на них» опробуют новые программы. Таким ребятам нужно помогать. Но лучше, если одаренные дети будут учиться вместе со всеми. Трудно оценить творческого ребенка. Один тест не поможет. Поэтому работа с одаренными детьми должна строиться на разных методиках».

И, наконец, решили кадровый вопрос: «Каким должен быть учитель, который работает с одаренными детьми?»

Дмитрий Щербаков: «У такого преподавателя должен быть широкий личный кругозор, он должен быть всесторонне развитым человеком, ориентироваться в науке, технике, культуре, спорте. Чтобы раскрыть одаренность человека, надо самому быть немножко одаренным. Учитель обязан разбираться в психологии ребенка, физиологических и возрастных особенностях, знать современные методики тестирования одаренных детей».

Елена Румянцева: «Главное качество – любовь к ребенку. Второе – неравнодушие. И третье – личная заинтересованность. Тогда все получится».

Алла Гребешкова: «Одаренные дети неординарные. Если учитель внутренне готов принять любого ребенка, не ставить его в рамки условности, тогда, столкнувшись с феноменом, он по крайней мере задумается: а вдруг это одаренный ребенок?»

Ксения МУРАТОВА