В этом году «Учительская газета» оказалась на выставке не только как генеральный информационный спонсор, но и в качестве будущего именинника - в 2004 году «УГ» исполнится 80 лет! В мини-музее на стенде старейшего педагогического издания были выставлены первый номер газеты из далекого 1924 года и «Хрустальный пеликан» - главный приз самого авторитетного педагогического состязания «Учитель года», придуманного 14 лет назад именно в «Учительской газете». Мероприятия с участием лауреатов конкурса, хотя и проходили под эгидой «УГ», стали «гвоздем» всей выставки.

Журнал «номер один» учительского союза

Посетители образовательного форума, пришедшие на презентацию «Учительской газеты», не поверили своим глазам. Только что они узнали, что «УГ» - своего рода долгожитель среди российских изданий. И вдруг - молодые учителя, задорный, веселый КВН межрегионального клуба «Учитель года». Однако прислушавшись к текстам песен и шуточек наших «пеликанов», зрители задумались. Речь-то идет о серьезных проблемах, причем самых актуальных, «больных» для учительства. Как известно, в каждой шутке только доля шутки. Вот педагоги читают свою газету. Какие новости?

- Реформы образования шагают по нашей стране.

- Кстати, что вы думаете о реформах Филиппова?

- Лишь бы они не превратились в фи-липовые реформы.

- Посмотрите, что пишут: оказывается, скоро пятибалльную систему оценок заменят на стобалльную.

- И в связи с этим всем известную картину «Опять двойка» переименуют в «Опять двадцать пять».

- Подождите, это все слухи...

- К сожалению, в нашей прессе как слышится, так и пишется.

- Ну вот, опять стандарты, ЕГЭ. А вам не кажется, что эти реформы страшно далеки от народа?

- Но согласитесь, это все-таки лучше, чем недалекие реформы!

- Зато в нашей стране самое бесплатное образование.

- Здесь не только бесплатно учатся дети, но и бесплатно работают учителя!

Досталось всем, и не в бровь, а в глаз. Тексты ребята пишут сами, сами продумывают режиссуру «мини-спектаклей» и ставят хореографические номера. Благо дело, среди лауреатов достаточно музыкантов, филологов, историков. Есть кому позаботиться и о форме, и содержании выступлений.

Особая тема - пропаганда собственного печатного издания, журнала «Учитель года: лучшее от лучших». Кавээнщики провозглашают: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Смотрите, завидуйте, журнал «номер один» учительского союза». Рекламируют «Учитель года» броско, шумно, остроумно:

- А чем же этот журнал лучше других?

- «Учитель года» - это единственный журнал, которому разрешили выходить в Америке.

- Почему?

- Потому что в нем нет ни одной статьи об Ираке!

- Ошибаетесь. Одна все-таки есть. Творчество Крылова. Лебедь, щука и рак!»

Директор: бухгалтер или педагог?

КВН закончился - шутки в сторону. Конкурсанты выходят в лидеры не за веселый нрав, а потому, что они настоящие профессионалы, говорит, открывая «круглый стол» «Директор нового тысячелетия», первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. Ведут дискуссию суперфиналист конкурса «Учитель года России-2000», учитель экономики из Ленинградской области Евгений Травин и участник конкурса «Учитель года России-2000», зам. начальника управления образования г. Ейска Краснодарского края Андрей Семке. Они начинают разговор с вопроса: «Школа - это храм или мастерская, директор - бухгалтер или педагог?»

Директор московской школы №760 Владимир Гармаш работает в этой должности уже пятнадцать лет. Он справедливо замечает, что проблемы образовательной системы - это отражение проблем страны. А какая главная проблема в образовании? Депрофессионализация, считает московский директор. Владимир Гармаш: «Учительские кадры стареют, постепенно уходят из школы, а воспроизводства не происходит. Я теряю людей. Сегодня мальчик за обучение на факультете иностранных языков за пять лет выкладывает 10 тысяч долларов, вернее, платят его родители. Как же он придет в школу? Когда он сможет отработать то, что в него вложили родители?». Значит, директор в первую очередь все-таки бухгалтер, менеджер. Все время приходится считать, сколько учителей останется в школе на будущий год, какую зарплату они получат?

Евгений Травин обостряет проблему нехватки бюджетных средств на образование и предлагает почти библейский образ: «Нас здесь 30 человек, у меня 30 буханок хлеба. Я их раздал. Вы все сыты. А на следующий год выделили только 10 буханок хлеба, и у нас с вами встает вопрос, что делать». Есть три модели. Первая - десять человек накормить, остальных оставить голодными. То есть обучать не всех. Вторая - разделить хлеб на всех. Каждый получает не более чем всеобщее начальное образование. Третья - понадеяться на так называемый человеческий фактор, на то, что придет кто-то и накормит всех досыта пятью хлебами. Сегодня так и происходит - талантливые учителя блестяще работают почти «за бесплатно». «Надо честно признаться в том, что мы на сегодняшний день потеряли систему образования, потеряли среднюю школу. Нет, государство это признать не хочет. Оно идет хитрым ходом: дает все больше самостоятельности директорам, чтобы директора решали эти проблемы сами».

Хорошей иллюстрацией к словам Евгения Николаевича стало выступление учителя года Кубани-2000 Андрея Семке, шесть лет проработавшего директором небольшой поселковой школы. Андрей Иванович рассказал, как его школа, соседи по району зарабатывают на жизнь: «Много путей - выращивание плодоовощной продукции на своем учебном участке, изготовление на уроке технологии материальных ценностей, которые можно реализовать через магазины... А на одном из выездных семинаров мы были в школе, где дети собирали и сдавали бутылки. Потом завод, который выпускает минеральную воду, предложил: давайте вы не будете носить нам эти бутылки, а сделаем у вас мини-филиал. Будем разливать минеральную воду непосредственно в школе. Может быть, это неправильный путь с точки зрения этики. Но, между прочим, на деньги, которые были заработаны после продажи минеральной воды, строится новое здание. Школа станет гимназией художественно-эстетического цикла».

Участники «круглого стола» дополнили список: можно сдавать столовую под ресторан, отдавать в аренду спортзал, заключить договор с институтом, чтобы вечером не простаивали классы... Хочешь жить - умей вертеться, директор. Но даже эти сомнительные способы стать богаче - не выход. Во-первых, заработанным надо поделиться с государством. Во-вторых, если используется детский труд, власти за такую «эксплуатацию» директора по головке не погладят. Укажут ему на букву закона. В-третьих, часто школа абсолютно финансово несамостоятельна, у нее нет даже собственной бухгалтерии.

Это проблемы, которые встают перед директорами, у которых есть реальная возможность заработать деньги. А вот руководитель средней школы города Мурома Владимирской области Нина Москвина считает, что в глубинке и возможности такой нет: «Образование у нас во всех школах в городе бесплатное. И дополнительное образование тоже. Мы ни копейки нигде ни на чем не зарабатываем. Выгодно ли школе сейчас выходить на самостоятельное финансовое положение? В нашем городе невыгодно. Потому что я не заработаю столько денег, чтобы обеспечить финансовую независимость своей школы».

Конечно, можно понадеяться на спонсора. Сладкоречивый директор способен найти меценатов, но кому захочется помогать школе и потом платить с этой суммы налоги? Остаются родители. Зухра Уянаева, директор сельской средней школы из Кабардино-Балкарской республики, говорит, что ее школа одна из лучших. Дети изучают иностранный язык со второго класса, информатику, есть свой бассейн, два спортзала. Тем не менее финансовых проблем хватает. Директор признается, что «собрала родителей и сказала: «Вы хотите, чтобы ваши дети учились в комфортной обстановке? Вы хотите, чтобы ваши дети получили качественные знания? Давайте будем сотрудничать». У нас бесплатные предметные кружки, факультативы, спортивные секции. За это родители не платят. Но во время ремонта или когда мы приобретаем оборудование, мебель, они оказывают посильную помощь. У нас есть попечительский совет. Если бы не было такой помощи со стороны родителей, я не знаю, как бы я существовала».

Совсем в иной ситуации оказывается директор, которому государство создает благоприятные условия существования. И, похоже, это единственный выход. О нем рассказала директор Кубинской школы Кабардино-Балкарии Люся Хамадокова: «У нас в республике указом президента Кокова за каждой школой закреплен земельный надел от 50 до 100 гектаров. Обязанность сельхозпредприятий - вспахать, посадить овощи, посеять озимые и вручить нам. Финансово мы абсолютно самостоятельны: своя бухгалтерия, свой учет, бухгалтер. Живем сравнительно неплохо. Земли возделываем в основном учительским трудом. Каждый учитель получает доплату к зарплате в зависимости от прибыли. Родители просят, чтобы мы задействовали в такой работе и ребят. У нас в республике такое мнение: испокон веков кабардинцы и балкарцы воспитывали своих детей на труде, это ничего, кроме положительного результата не давало. При школах создаются лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Частично оплачиваются государством, частично - профсоюзными органами. Дети и отдыхают, и трудятся».

Реабилитация Молчалина

Два блестящих мастер-класса дали для посетителей выставки учитель экономики из Ленинградской области Евгений Травин и учитель года России-1993, преподаватель литературы из Брянска Олег Парамонов. Открытый урок Евгения Травина назывался «Не обманешь - не продашь» и был посвящен «вечной» теме: как обманывают нас, покупателей, вернее, как мы самообманываемся. Евгений Николаевич продемонстрировал методику, с помощью которой стал одним из победителей конкурса «Учитель года России-2000» - урок-игра вместо традиционного урока-лекции.

Девиз филолога Олега Парамонова: «Главное - не навязывать ребятам то, что нам долгие годы навязывали и литературоведы, и критики, и методисты». Эту свою мысль Олег Геннадиевич доказывал во время мастер-класса на конкретных примерах.

Олег Парамонов: «Мы все время даем «Горе от ума» А.С. Грибоедова в соответствии с критическим этюдом И.Гончарова «Мильон терзаний». Я этого давно не делаю. Была совсем другая трактовка Пушкина. Можно сопоставить взгляды двух критиков. А можно не сопоставлять. Просто зайти в класс и прочитать:

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ею!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...

Брянский педагог произносит диалог Чацкого и Молчалина как актер. Только акценты расставлены непривычно: Чацкий говорит с издевкой, а Молчалин нормальным голосом, так, что вдруг понимаешь, что последний вовсе не так уж глуп...

Чацкий: Взманили почести и знатность?

Молчалин: Нет-с, свой талант у всех...

Чацкий: У вас?

Молчалин: Два-с:

Умеренность и аккуратность.

«Ну почему мы все время говорим: «Как прав Чацкий!» Да все наши беды от того, что нам не хватает умеренности и аккуратности! Если бы они у нас были, мы бы избавились от двух других бед - дураков и дорог. Мы неумеренны и неаккуратны, и почему-то это хорошо. Почему это Молчалин «жалчайшее создание»? Вот ведь управляющий в казенной палате, то есть государственный деятель Фамусов ничего не делает, за него все делает Молчалин. Чацкий необъективен. Жил-жил, его воспитывали, он Софью в себя влюбил в 17 лет, а потом скучно стало, уехал, не писал. И вдруг заявился, говорит: «Любите меня». Конечно, Софья ему мстит и холодна с ним. Если так подходить к нашей классике, она становится не только современной, но и интересной. Ее начинаешь читать и многому учишься. Ведь для того и писали наши классики, чтобы мы в меру возможного учились на ошибках их героев и не повторяли их».

Другой пример из опыта работы учителя года. В то время Олег Парамонов был начинающим учителем и преподавал у заключенных строгого режима. Изучали «Грозу» Островского как положено. Купеческие нравы, «Катерина - луч света в темном царстве»... Но заключенные смотрели на классику и вообще на преподавание литературы с другого ракурса. «Они помогли мне уйти от зашоренности, идеологизации, от навязанного нам ответа. Возмущаются: «Мужик уехал на неделю, а она уже с другим! Тихон ее любит». Мы вместе начали раскручивать сюжет, и все действительно прояснилось. Тихон из богатой семьи, мы его в корысти упрекнуть не можем, он женился по любви. Катерина красивая, не очень богатая, вышла замуж потому что время пришло, надеялась, что стерпится - слюбится. Не стерпелось, не слюбилось. А он это чувствует. Помните, в сцене прощания, когда она бросается к нему: «Тиша, возьми с собой», Тихон ей отвечает: «Какая ты странная, то от тебя ласки не дождешься, то сама на шею бросаешься». Мои ученики мне говорят: «Он и пьет-то потому, что Катерина его не любит. Его пожалеть надо». У них Тихон - самый положительный герой».

И еще один совет от одного из лучших филологов страны: «Мне часто говорят - дети не читают. У меня дети читают. Благодаря тому, что урок литературы сначала урок искусства, а потом уже урок-исследование. Мы воспринимаем, интерпретируем и оцениваем произведения. Но начало должно быть таким, чтобы заинтересовать и привлечь к книге. Учителя практикуют в конце года давать список литературы на лето. Я знаю, что небольшие по объему произведения - «Гроза», «Отцы и дети» - они успеют прочитать в ходе учебного процесса, а «Преступление и наказание» и «Войну и мир» лучше изучить заранее. Прихожу в класс, читаю стену кутежа. Долохов пьет бутылку рома, говорит: «Кто повторит?» Пьер говорит: «Я». Анатоль: «Да ладно, у тебя на лестнице голова кружилась...». Я останавливаюсь. Ребята спрашивают: «Что дальше?» Я говорю: «Узнаете, когда прочитаете роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». А у Достоевского другое. Прихожу, читаю до того самого момента, когда Раскольников лезет за топором, чтобы встретить несчастного человека, зашедшего к старухе. И опять останавливаюсь. «А что дальше?» «Дальше узнаете, когда прочитаете». Им стоит открыть книгу, и они уже не оторвутся от нее. Читают, и читаем вместе».

Дарья БОГОМАЗОВА