Во-первых, сбор «пеликанов» в рамках федерального округа состоялся впервые, во-вторых, по инициативе организатора, «Учительской газеты», он прошел в строго деловом формате, в-третьих, совпал с празднованием городского юбилея. Последнее добавило встрече и значимости, и колорита. Как ни крути, такое бывает раз в столетие!

Удивительное началось с приема учителей Псковской, Новгородской, Калининградской, Архангельской, Мурманской, Вологодской, Ленинградской областей, республик Карелия и Коми в Санкт-Петербургской гимназии №56. Обаятельная и энергичная директор Майя Пильдес легко познакомила «пеликанов» со школой, непринужденно доказав, что чудеса рядом. Вот шикарное, просторное, продуманное здание гимназии, построенное в самое смутное время 90-х. Так, вопреки всему, строят храмы. Вот холл, единственное место в Европе, где соседствуют аппараты фирм «Пепси» и «Кока-кола». Подарок от родителей-спонсоров. Вот, наконец, представители огромного учительского коллектива, искренне согласного с тем, что «гимназия имеет фамилию, имя и отчество – это фамилия, имя и отчество директора». Редкое единоначалие, замешанное на единомыслии. Глядя на Майю Борисовну, все вспоминали Петра I.

Вторым запомнившимся представителем северной столицы на пути стаи северо-западных «пеликанов» стал шофер приданного им «Икаруса». Краевед-самоучка оказался настолько влюблен в родной город, что весь долгий в автопробках путь вел незапланированную экскурсию, искренне путая даты, места и героев. Умело и вовремя патриот-водитель доставил делегацию учителей года в резиденцию полпреда, где учителей-ходоков ждала главная петербургская встреча.

Основными темами «круглого стола» стали роль учителя в системе образования и ответственность властей разного уровня и за образование, и за учителей. Парадоксально, но эти сверхактуальные на сегодня проблемы можно назвать вечными.

Валентине Ивановне их решение видится в совершенствовании управления образованием:

1. Четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и муниципальными властями.

2. Точное распределение налоговых доходов в зависимости от этой ответственности.

Но управленцы-практики, а среди учителей года есть и такие, не столь оптимистичны. Виталий Широтов, суперфиналист конкурса «Учитель года России-1997» и глава Троицко-Печорского района Республики Коми, рассказал о сложностях финансирования в условиях новых бюджетных правил такой простой и необходимой вещи, как капитальный ремонт зданий школ; математик из гимназии г.Тихвин Ленинградской области Надежда Новикова - о спорах местной и региональной властей по выплатам гимназических надбавок учителям; «пеликан» из Псковской области, учитель физики, информатики, черчения Ритупской СШ Геннадий Комар проиллюстрировал несогласованность разноуровневых властей в вопросах реструктуризации сельской школы. На деле пока выходит, что школа у трех нянек без глазу!

Но если без глазу, крыши, сантехники и пожарной сигнализации школа еще может исполнять социальный заказ, то без педагогических кадров дело встанет. Призрак кадрового кризиса уже не бродит, а обосновался в школах Северо-Запада. Даже в упомянутой санкт-петербургской гимназии обнаружился десяток вакансий, что уж говорить о провинции. В разговоре с Матвиенко выяснилось, что о причинах кризиса Валентина Ивановна знает все (низкая зарплата, отсутствие жилья), но предлагаемые пути решения неадекватны. Грядущее тридцатипроцентное повышение зарплаты, о котором так долго говорят власти, в выступлении учителя года Псковской области-2002, директора школы Максима Константинова обратились в реальные цифры – от 200 до 500 рублей. Такая «прибавка» не позволит педзарплатам даже выйти на уровень прожиточного минимума! К примеру, жилищные субсидии, предложенные полпредом президента в качестве решения жилищного вопроса, требуют не менее 100-250 тысяч рублей первого взноса. Заслуженный «пеликан»-математик, учитель года России Владимир Ильин, быстро подсчитал: молодому учителю придется зарабатывать на квартиру от 10 до 20 лет при отсутствии семьи и аппетита. К сожалению, во множестве документов и законодательных актов, посвященных модернизации образования, вопрос сохранения и обеспечения кадров проигнорирован.

Зато сколько копий сломано вокруг ЕГЭ! Многие территории участвуют в эксперименте. Мнения участников встречи о едином экзамене самые противоположные. Но более всего запомнился казус. Учителя из Мурманской области рассказали, как на ЕГЭ в их школе комиссия разделила близнецов. Впервые в их жизни! Острословы из команды КВН клуба «Учитель года» тут же добавили: «причем близнецы были сиамские…» Смех смехом, а страсти при реализации ЕГЭ на практике кипят нешуточные. Всерьез, по словам Матвиенко, настроено правительство, поддерживающее новую форму экзаменов, не шутят ректоры, отказывающиеся принимать сертификаты, вполне радикально настроены и школы. Точнее всех настроения образовательных учреждений в условиях неразберихи выразил Игорь Смирнов, победитель конкурса «Учитель года России-2002», директор школы г. Гатчины. Он выступил за автономию школ при решении вопросов педагогической и дидактической тактики. Пусть власть определяет условия финансового и юридического существования школ, а кого как учить, кого как экзаменовать и кого как делить, компетентнее решат педсоветы. Конечно, при условии выполнения стандартов.

Как бы там ни было, а всех болячек образования учителя охватить не успели. Регламент. По завершении встречи «пеликаны» по профессиональной привычке посмотрели на часы. Разговор у Матвиенко длился ровно 45 минут. Удалось ли лучшим педагогам Северо-Запада России преподать урок власти или нет, покажет будущее, но, когда я проходил через ворота металлоискателя в дверях представительства, мне припомнились слова старого мудрого директора одной сельской школы: «Школу нельзя отставить от государства, это государство можно отставить от школы».

Евгений ТРАВИН, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2000»