Предыстория

Идея обучения студентов, которые не могут регулярно посещать занятия в вузе, нашла воплощение в широко развитой в СССР системе заочного образования, зародившейся в 30-х годах прошлого столетия. Заочное обучение дало возможность миллионам людей в нашей стране получить образование, однако, несмотря на достигнутые успехи, распространение этого вида образования сегодня сокращается. Сказывается возросшая стоимость проезда и жилья. Жесткий порядок изучения курсов в установленные сроки по установленному графику неудобен для людей, получающих образование без отрыва от основной работы. Время требует более гибкого и эффективного подхода к организации обучения в соответствии с потребностями различных категорий обучаемых. Сегодня нужно учитывать спрос на определенные образовательные курсы и программы и реагировать на него. Сложившаяся система заочного образования этим требованиям не всегда удовлетворяет.

В России имелся и опыт использования технических средств обучения. На телевидении и радио в прошлые годы существовало большое количество образовательных программ, работал специальный канал «Российские университеты». Несмотря на то, что они обеспечивали практически только одностороннюю передачу информации и не предоставляли возможности получить систематическое образование, свою роль в деле просвещения они все же сыграли.

Нишу учебного вещания с начала 90-х начали заполнять дистанционные образовательные технологии, которые пришли к нам с Запада и успешно «осели» в нашем обществе, где уже начался информационный бум, а роль образования стала неуклонно расти. Они дали возможность обучаться бесконтактно, без отрыва «от производства», с применением последних разработок науки и техники.

Вехи

1991-1992 годы

Первый опыт такого обучения предоставил Международный центр ДО (МЦДО) «ЛИНК». С 1991 г. он начал осуществлять в России программы Открытой школы бизнеса Открытого университета Великобритании. В настоящее время МЦДО (Международный университет менеджмента) располагает сетью региональных учебных центров в 60 городах России и странах СНГ, где ежегодно обучаются свыше 5000 студентов.

Этот пример показал, что в России имеется потенциально большое число потребителей ДО и что возможно функционирование учебного заведения ДО на основе самоокупаемости (финансируется «ЛИНК» главным образом за счет оплаты обучения).

1993 год

За последнее десятилетие был осуществлен ряд международных проектов, большая часть которых была нацелена на получение российскими студентами зарубежного образования. Участниками первого из проектов были университет штата Нью-Йорк (SUNY) и Московский институт электроники и математики (МИЭМ). Проект стартовал в 1993 г. Его целью было получение российскими студентами степени магистра (Master of Science in Computer and Information Science).

Грант для его проведения в размере 150 000 долларов выделило Информационное агентство США (US Information Agency). 8 студентов старших курсов МИЭМ параллельно с учебой в своем вузе, оставаясь дома, в течение двух лет учились в Нью-Йоркском университете с помощью ДО. Кроме того, в рамках этих работ были проведены исследования по применению самых современных технических средств обучения.

1995-1996 годы

Во время дистанционного обучения российских студентов в США при помощи Российского института космических исследований была организована видеоконференция через спутник. Студенты обсуждали изучаемые вопросы с американскими преподавателями и студентами в режиме реального времени. Для многих это было на грани фантастики.

Трое студентов-«дистанционщиков» защитили дипломы традиционным способом в мае 1995 г., когда группа американских профессоров прибыла в Москву на международную конференцию. Однако уже в сентябре этого года состоялась дистанционная защита четырех дипломов, для чего была организована видеоконференция через интернет.

Практика показала, что это очень интересный и высокоэффективный способ организации дистанционных занятий, однако и весьма дорогой. Даже в самых развитых странах телевизионно-спутниковой и сетевой технологиями занимаются меньше всего, ведь телевизионные каналы связи требуют больших инвестиций. Даже в Соединенных Штатах Америки, где наивысший уровень информатизации, примерно в 85% случаев используются кейс-технологии (на бумажных носителях) и в 15% - сетевые.

Названные проекты по ДО относятся к импорту образовательных услуг, но отечественное образование всегда стремилось к освоению новых для себя технологий.

Ряд российских вузов с середины 90-х годов ведет разработку собственных программ ДО. Так, Московский автомобильно-строительный институт (МАСИ) начал заочное обучение русскоязычного населения в Прибалтике с использованием технологий дистанционного обучения. В настоящее время по этой системе обучаются несколько сотен человек.

Однако первую попытку создать широкомасштабную систему ДО в рамках бывшего СССР предпринял Московский экономико-статистический институт (МЭСИ), сейчас Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

Центр ДО МЭСИ был создан в начале 1994 г. Начав с ряда проектов по предоставлению зарубежного образования, в частности увольняемым в запас офицерам, институт приступил вскоре к созданию собственных дистанционных курсов и региональных учебных центров. Система ДО МЭСИ распространилась на многие российские регионы.

По итогам первых пяти лет освоения ДО в нашей стране была разработана и принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России». Она была призвана обобщить имеющийся опыт и способствовать развитию единой системы ДО России. Был создан Совет по ДО и региональные рабочие группы. Координирующую работу в области дистанционного обучения проводит Российский государственный институт открытого образования Минобразования России.

1997-2002 годы

Большой толчок к развитию дистанционного обучения в России дал всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В 1997 году он был начат и в 2002-м завершен. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялсь заседание расширенной коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги.

Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

В ходе эксперимента был достигнут удовлетворительный уровень качества подготовки специалистов: десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях, десятки филиалов вузов-участников прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов.

В настоящее время по уровню развития современных электронных средств обучения отдельные университеты России находятся в одном ряду с ведущими университетами наиболее развитых стран мира.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения, что дает возможность вузам, колледжам, институтам повышения квалификации и дополнительного профессионального образования работать на основе дистанционных образовательных технологий.

В декабре 2002 г. была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дистанционные технологии согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям стали легитимны.

2003 год

В настоящее время Минобразование готовит «Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования». С их помощью будет даваться оценка обеспеченности вуза (филиала) оборудованием, оснащенности учебного процесса, а также образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов и выявляться, насколько вуз (филиал), применяющий дистанционные образовательные технологии, способен обеспечить проведение образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Подписание «Лицензионных требований...» министром образования РФ ожидается после обсуждения проекта академическим сообществом.

Развитие ДО в России признано одним из основных элементов системы российского образования, и сегодня перед Министерством образования РФ и вузами, осуществляющими дистанционный образовательный процесс, стоит задача обеспечивать его высокое качество, соответствующее национальным и международным стандартам.