Подготовка специалистов-офицеров на базе гражданского вуза призвана решить одновременно несколько задач. Прежде всего - обеспечить Вооруженные Силы высококлассными специалистами и снизить финансовые затраты Министерства обороны на их подготовку.

Как рассказал ректор Московского городского психолого-педагогического университета академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования Виталий Рубцов, эксперимент проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

МГППУ выпускает специалистов-психологов для системы образования Москвы по специализации и уровню образования, наиболее соответствующим кадровым потребностям Минобороны. Благодаря педагогической направленности вуза его выпускники обладают необходимым уровнем теоретической и практической подготовки для решения профессиональных задач в ученических и педагогических коллективах. При перепрофилировании на работу в воинских коллективах психологи-выпускники педагогического университета нуждаются в минимальном по сравнению с дипломированными психологами, подготовленными гражданскими вузами другого профиля, расширении образовательного стандарта.

Постигать специфику военной психологии девушкам предстоит в течение трех лет. У них за плечами уже два года обучения в вузе. Непосредственный руководитель группы - полковник запаса Владимир Москалев, на счету которого 35 календарных лет службы в Вооруженных Силах, - сообщил, что программа обучения будущих офицеров-психологов включает общевоенную, тактическую, тактико-специальную и военно-специальную подготовку. Нормативная емкость программы обучения составляет 1218 часов. Из них 552 часа отводится на учебную аудиторную работу в вузе (по 6 часов в день), 225 часов - на самостоятельную и другую внеаудиторную учебную и воспитательную работу (по 3 часа в день), 216 часов на учебную и воспитательную работу в ходе учебного сбора и трех стажировкок в учебном центре, военно-учебном заведении, воинской части и на полигоне Министерства обороны.

Специфическая особенность МГППУ - несколько психологических факультетов различной специализации. В экспериментальную группу включены представители факультетов психологии образования, психологического консультирования, специальной психологии и социальной психологии. Это позволяет в рамках эксперимента сравнить программы обучения и учебные планы, выявить особенности, обеспечивающие наиболее эффективную подготовку военных специалистов-психологов.

Студенческие коллективы педагогических и психологических вузов и факультетов преимущественно «женские». Это не могло не найти отражения в составе участников эксперимента. Женское представительство в социально-психологической службе Вооруженных Сил дает военнослужащим возможность обращаться за психологической помощью к психологу - представителю прекрасного пола без опасения выглядеть профессионально некомпетентным в глазах мужчин-сослуживцев. Кроме того, психологи-женщины способны более эффективно препятствовать распространению «дедовщины» в мужских коллективах. Преимущественное включение девушек в состав участников эксперимента - особенность реализации программы подготовки офицеров на базе МГППУ как педагогического вуза.

На основании заявлений со студентами, изъявившими желание пройти профессиональную военную подготовку и стать офицерами, заключаются контракты на обучение по экспериментальной программе, на базе военных комиссариатов и Лечебно-диагностического центра Вооруженных Сил РФ проводится профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование для определения их годности к военной службе.

Обучение по программе подготовки офицеров ведется в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями по организации, планированию и проведению учебно-воспитательного процесса, разработанными Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил России (ГУВР ВС РФ), и учебного плана МГППУ. Решением ректора в организацию и содержание обучения студентов могут быть внесены изменения и уточнения, вытекающие из требований руководящих документов, достижений науки и техники, передового опыта войск и военно-учебных заведений, а также в связи с принятием на вооружение армии новых образцов вооружения и боевой техники. С этой целью ректору вуза, по согласованию с

ГУВРом ВС РФ, предоставлено право ежегодно вводить в учебную программу новые темы, перераспределять время по темам и видам учебных занятий в пределах 10 процентов.

Занятия с будущими офицерами проводятся методом «единого военного дня». Помимо подготовки 30 военных психологов для Вооруженных Сил результаты эксперимента послужат для выработки предложений в проекты нормативных правовых актов, закрепляющих механизмы подготовки офицеров из студентов гражданских вузов. С этой целью в рамках эксперимента проводится социологическое исследование студентов и анализ его результатов с целью определения перечня социальных льгот, необходимых для привлечения студентов к обучению и последующего поступления на военную службу по контракту.

Эксперимент также позволит определить стоимостные параметры подготовки офицеров из студентов гражданских вузов и выработать практические рекомендации органам военного управления, военным комиссариатам и высшим учебным заведениям по организации подготовки офицеров для службы по контракту.

Все это в будущем. А в день посвящения девушек-студенток в военные психологи для них и гостей вуза был дан концерт, в котором наряду с творческими коллективами вуза выступил оркестр Московского кадетского музыкального корпуса.